На самом деле масштабы пчеломора гораздо серьезнее, просто не все пострадавшие кузбасские пасечники сообщают о потерях. Да и не все пасечники в Кузбассе официально зарегистрированы. Так, только в Прокопьевском округе за несколько дней августа погибло свыше 450 пчелосемей. Когда стали разбираться в причинах, оказалось, что именно здесь много пасек без ветеринарных паспортов.
- Пчеловодов, работающих легально, оповещают о химической обработке посевов через интернет-мессенджеры, электронные и печатные СМИ, сайты муниципальных администраций и соцсети, - уточнил министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса Андрей Ариткулов. - Мы еще в феврале направили по всей области письма о необходимости информационного взаимодействия сельхозтоваропроизводителей и пчеловодческих хозяйств, а в марте-апреле в муниципалитетах прошли собрания на эту тему. Всех предупреждали, что из-за теплой зимы вредителей растений на полях будет больше, и это внесет коррективы в график применения пестицидов. Фермерам напомнили, что экологический регламент требует информировать пчеловодов о том, в каких границах, когда и как именно будет проводиться обработка полей, а также указывать класс опасности используемого препарата, его свойства и рекомендуемые сроки изоляции пчел в ульях.
Главный агроном Кемеровского филиала Россельхозцентра Елена Старовойтова подтвердила: о необходимости обезопасить пасеки от воздействия химии каждый год информируют все хозяйства без исключения. Как и о появлении на полях насекомых-вредителей. Именно рапс, посевы которого с 2017 года увеличились в регионе в несколько раз, - самая уязвимая культура в этом плане. Желтые поля атакуют цветоед, моль и тля капустные, рапсовый клещ и луговой мотылек. Новое поколение этого мотылька, к слову, должно выйти на арену в конце августа.
Нынешним летом, по данным минсельхоза области, от потрав больше всего пострадали Анжеро-Судженский, Топкинский, Чебулинский, Тяжинский, Прокопьевский, Ленинск-Кузнецкий и некоторые другие районы Кузбасса. Хотя, как отметил Андрей Ариткулов, есть территории, где техническими культурами заняты го-раздо большие площади, но оттуда сигналов практически не было. И это лишний раз подтверждает решающую роль человеческого фактора.
- Аграрии не соблюдают ни норм, ни сроков, используя в дневное время препараты, которые разрешено применять только вечером, - подчеркнул замначальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна территориального управления Россельхознадзора Сергей Загорский. - Об обращениях по всем фактам ставим в известность прокуратуру, в том числе и природоохранную. Главное - вовремя зафиксировать гибель насекомых и правильно отобрать пробы подмора. Это гарантирует возмещение материального ущерба.
К слову, пчелиный подмор в Кузбассе сегодня исследуют на 78 наименований пестицидов (всего же их известно более шестисот), и как минимум в одной из проб выявлен опасный для пчел яд фипронил.
При этом главный специалист-эксперт регионального управления Роспотребнадзора Екатерина Изергина напомнила, что административно воздействовать на аграриев не получается: с марта 2022-го в стране запрещено проведение контрольных мероприятий. Все, что могут инспекторы, - объявить нарушителям санитарных правил и федерального закона "О пчеловодстве" предостережение. И напомнить о том, что севооборот на 2023 год все же лучше составлять, учитывая возникшие в этом году проблемы. Близкое расположение полей рапса к населенным пунктам в отсутствии механизма планирования посевов - одна из косвенных причин гибели пчел наряду с низким уровнем взаимодействия пасечников и аграриев, а также слабым контролем органов власти на местах. И, по мнению экспертов, правильное информирование о предстоящей обработке полей, к чему аграриев обязывает закон, проблемы не решает. Ведь в законе ничего не говорится о том, куда пчеловоду вместе с пчелами бежать от потравы.
- Поля с рапсом в Кузбассе уже повсюду. На недавнем совещании в минсельхозе области я спросил представителей территорий, есть ли у них безопасные места, куда можно вывезти пчел перед химобработкой полей. В ответ все промолчали, - отмечает председатель Кузбасского отделения Союза промышленных пчеловодов России Алексей Матюшкин. - Но даже если допустить, что такие оазисы появятся, кто компенсирует пчеловодам затраты на перевозку ульев? Эти механизмы тоже не предусмотрены.
Председатель Кузбасского регионального отделения Союза пчеловодов России Андрей Любимов убежден: нынешняя нормативная база не обеспечивает безопасность пчеловодческой отрасли, как и экологическую безопасность.
- Сегодня недобросовестные аграрии нарушают своими действиями как минимум пять законов, и гибель пчел - лишь индикатор этих действий, - уверен Андрей Любимов. - Мы предлагаем запретить обработку полей агрохимикатами и пестицидами первого-второго классов опасности вблизи населенных пунктов и стационарных пасек в период цветения медоносов, а также провести мониторинг качества земель в местах химобработки полей, расположенных ближе трехсот метров от населенных пунктов. Эта зона должна составлять тысячу метров при интенсивном воздействии. Разрешить применять в пределах региона только те агрохимикаты и препараты, которые может определить территориальная ветлаборатория в рамках ее аккредитации. Разработать и нормативно закрепить четкие признаки химического токсикоза пчел, что позволит ветеринарным врачам фиксировать в актах именно эту причину гибели насекомых. Законодательно утвердить критерии введения режима ЧС на территории пчеломора и предусмотреть возмещение пчеловодам убытков из средств федерального бюджета. Следует и увеличить штрафы за нарушение регламента применения агрохимикатов. А в курс подготовки ветврачей ввести обязательный курс о пчеловодстве.
Между тем
Это лишь часть обширного списка предложений по изменению законодательства. В свою очередь все незарегистрированные пасеки, не устают повторять эксперты, должны быть зарегистрированы. Кстати, весной в Кузбассе наконец-то утвердили порядок ведения паспортов пасек. Кроме того, необходимо разработать методические рекомендации по безопасному возделыванию рапса и предоставить органам местного самоуправления право вводить экологический налог на этот вид деятельности. А выплата субсидий на производство масличных культур должна напрямую зависеть от применения предприятиями агрохимии, безопасной для пчел.