- Этот проект - эксклюзивное событие: на самом деле, в Александринском театре проходит не так много гастролей, мы очень плотно заняты своими репертуарными задачами в течение года, - отметил директор театра Сергей Емельянов. - Спектакли Театра на Бронной - это качественно, высокохудожественно и интересно. Билеты на них практически сразу разлетелись.
- Это первые большие гастроли Театра на Бронной - в его новом качестве - в Петербурге, - сообщил художественный руководитель Константин Богомолов. - За последние три года мы полностью обновили репертуар. Все привезти невозможно, поэтому решили показать самые последние постановки сезона, четыре премьеры: "Платонов болит" Александра Молочникова, "Вишневый сад" режиссера Микиты Ильинчика, два моих спектакля - "Таня", "Гамлет in Moscow". Наша задача - презентовать театр в его новом состоянии - молодую режиссуру, пополнивших труппу молодых артистов. Волнение, конечно, есть, потому что в Петербурге всегда был и остается очень высокий стандарт. И совсем другие ощущения, когда ты отвечаешь не за один свой спектакль, а представляешь коллектив и отвечаешь за целостные впечатления. Гастроли - это один большой спектакль, здесь важно и то, что происходит между спектаклями, важны настроения, ритм. Мы пытались правильно распределить спектакли. Не буду лукавить, я ощущаю себя мальчиком, который входит во взрослую жизнь. Так было и когда я входил в Театр на Малой Бронной в качестве художественного руководителя.
Директор театра Елена Мироненко дала интервью "РГ".
Насколько важны для вашего театра гастроли в Петербурге?
Елена Мироненко: Гастроли долгожданные, мы думали о них практически сразу, как я пришла работать в театр (февраль 2021). Гастроли в культурной столице России, на сцене театра с богатой историей, первого императорского - это очень ответственно… Но в то время у нас шла большая реконструкция, наш театр размещался во Дворце на Яузе. А еще ситуация с ковидом, ограничения…Как только мы возвратились на свою историческую сцену, снова вернулись к этой идее и обсудили гастрольные планы с Александринском театром. Встретили нас с большим радушием, очень гостеприимно. Представляете, какое восхищение испытали все мы и наши молодые артисты - особенно.
И для меня лично это гордость и честь, а еще и возвращение на свою вторую родину. Я восемь лет жила в Петербурге, помню себя студенткой (я училась в Институте культуры на Дворцовой набережной), когда по "проходкам" оказывалась в Александринке на спектаклях… Этот театр всегда вызывал особый трепет.
Как проходят гастроли? Оправдались ваши надежды?
Елена Мироненко: Оправдались. Для меня неприемлем неуспешный театр. Я была уверена, что гастроли пройдут с успехом. В Москве мы видим интерес зрителей к нашему театру. Вместе с Высшей школой экономики проводили исследование - почему так популярен Театр на Бронной. Многие зрители выбирают наш театр и идут на спектакли, ориентируясь на режиссеров и актерский состав. А от самой постановки ожидают эмоциональный опыт и интерпретированный смысл. Благодаря многообразию репертуара нам удается заинтересовывать самые разные категории зрителей.
Много запросов поступало от петербуржцев в соцсетях, спрашивали, когда мы приедем на гастроли. Художественная политика Константина Богомолова привлекает молодых режиссеров, спектакли Микиты Ильинчика, Александра Молочникова - это "свежий воздух", который интересен питерскому культурному пространству. Мы видим, как у входа в Александринский театр и на его Новую сцену публика спрашивает "лишние билетики", в залах аншлаги, в соцсетях нас благодарят за интересные спектакли, признаются, что получили незабываемые впечатления, испытали восторг…Пишут, что впервые в жизни плакали на спектакле ("Таня" Богомолова). Или как восхищались спектаклем Молочникова "Платонов болит", как смеялись.
Надеемся, что наша связь не прервется, и мы будем привозить в Петербург наши новые работы.
Театр активно гастролирует?
Елена Мироненко: В прошедшем сезоне мы были на гастролях в Омске, Новосибирске. Играли спектакли в "малых" городах - в Оренбургской, Курской, Белгородской областях (нас поддерживает Благотворительный фонд "Искусство, наука и спорт"). Была большая поездка в Казахстан, в Нур-Султане очень тепло приняли наши спектакли и ждут нашего возвращения.
На новый сезон гастроли пока не планировали - будем обустраиваться после переезда, налаживать жизнь в нашем доме. Будет много обновлений, связанных с новыми технологиями, которые мы используем на сцене, начнем их осваивать.
3 сентября мы открываем сезон. В прошлом сезоне выпустили шесть премьер. Сейчас пригласили на постановки режиссеров Андрея Прикотенко, Романа Самгина, Олега Глушкова. Обновляем репертуар. Нам нужны и детские спектакли, поэтому молодой режиссер Елена Лабутина будет ставить "Незнайку". Константин Богомолов планирует выпустить новые спектакли: "Вы чье, старичье?", "А зори здесь тихие", "Летят журавли".
Проводим экскурсии по нашему историческому зданию и театральному закулисью. Они пользуются большим успехом. В биографии театра присутствуют выдающиеся личности - Марк Шагал, Владимир Маяковский, Евгений Вахтангов, Соломон Михоэлс и другие имена. Экскурсоводами выступают артисты.
А пополнение труппы все еще происходит? За счет выпускников вузов, а также приглашенных звезд?
Елена Мироненко: На мой взгляд, такого прецедента нет ни в каком другом театре: в прошлом сезоне мы приняли в штат 12 молодых актеров и еще девять в этом, они выпускники разных вузов. Также у нас много приглашенных звезд - Светлана Ходченкова, Никита Ефремов, Яна Кошкина, Игорь Верник, Игорь Миркурбанов и другие артисты помогли нам, когда мы находились во Дворце на Яузе. Труппа у нас сильная, артисты гиперпластичны, могут буквально все, готовы к любому формату. В репертуаре задействованы и ветераны сцены - Людмила Хмельницкая, Вера Майорова, Иван Шабалтас, Виктор Лакирев. Что немаловажно - опытные артисты и молодежь - все учатся друг у друга.
Дмитрий Куличков, актер (с 2019 года состоит в труппе театра), исполнитель роли Игнатова в спектакле Константина Богомолова "Таня":
- Я свидетель становления нового Театра на Бронной во всем: в пространстве, кадрах, репертуаре, творческом подходе. Очень интересно находиться внутри этого организма. На мой взгляд, здесь сильная, яркая, талантливая труппа, набирающая обороты.
Александра Ребенок, актриса МХТ им. А.П. Чехова:
- Спектакль "Таня" - это полный восторг. Аня Патокина - просто фантастика, глаз не оторвать. Мне очень приятно, что среди молодых артистов есть такие имена. По-моему, она настоящая актриса-открытие.
Маша Шумакова, актриса (с 2019 года состоит в труппе театра):
- У нас в театре сформировалась мощнейшая афиша. Смотрели "Вишневый сад" режиссера Микиты Ильинчика? Тонкий, красивый, щемящий спектакль. Вот когда наблюдаешь падение "уходящей натуры". И страшно жаль, что "уходит" Раневская, сад, вековой шкаф, но по-другому и быть не могло. Закон причинно-следственной связи сильнее слепой надежды. И какой Гаев - Игорь Миркубанов! С гитлеровскими усиками, жуткий, путающий, магнетический. В общем, надо смотреть! Сегодня "Вишневый сад" звучит особенно точно. Закончилось "старое время", а новое пока звучит издалека предчувствием, предсказанием. Срубим сад, построим дачи. И может, к лучшему. Будем трудиться, будем занимать руки. Руки надо занимать, иначе ой как хочется ими размахивать. Цитата из пьесы: "…позволь мне дать тебе на прощанье один совет: не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки - размахивать".