Сергей Сергеевич, новый корпус для Склифа начал строиться в 2020-м году - его сооружение не заморозила даже пандемия коронавируса. И вот дело близится к завершению. Когда вы планируете принять в новостройке первых пациентов?
Сергей Петриков: Темпы у московских строителей фантастические - двух лет не прошло, а к Новому году они уже обещают закончить работы. Параллельно идет оснащение корпуса оборудованием. Надеюсь, что в начале января в нем появятся и пациенты.
Что означает для вас появление 19-го по счету корпуса на территории Склифа?
Сергей Петриков: Это можно назвать новой страницей в истории нашего института. Новое здание расширит возможности оказания москвичам экстренной и неотложной помощи, откроет даже ее новые направления. У нас будут оборудованы, например, две гибридные операционные - одна для нейрохирургов, другая ангиографическая. Хирурги смогут в них на одном столе, не перемещая больного, проводить одновременно открытую, полостную операцию и закрытую - через сосуды. Профессионалы, способные делать это, в Склифе есть, теперь появятся и условия для такой работы. Всего же операционных в скоропомощном стационарном комплексе будет девять: помимо уже названных, общепрофильные, травматические и малые операционные.
Приемное отделение в новом здании сможет работать более эффективно. Напомню, от коридорно-кабинетной системы, при которой пациенты выстраивались к докторам в длинные очереди, мы отказались одними из первых в городе еще в 2018 году. Все обследования больного проводятся на диагностической койке и там же берут у него все анализы. Эта концепция не меньше чем на полчаса сокращает время, необходимое для принятия решения, что делать дальше - госпитализировать пациента или направить на амбулаторное лечение. Теперь все приемное отделение переедет в новый комплекс с его просторными площадями, где удобнее будет всем. Например, родственникам пациентов будет комфортнее ожидать результатов их обследования. Мы и сейчас, в прежних стесненных условиях, постарались позаботиться о них. Поставили более удобные сиденья, установили подзарядные устройства, чтобы можно было зарядить гаджеты, организовали переговорные комнаты, где можно без помех обсудить состояние больного…
Вы хотели еще оформить информационное табло, на котором близкие смогут наглядно видеть, на каком этапе находится обследование их родственника.
Сергей Петриков: В новом здании обязательно сделаем, может быть, не сразу, но в долгий ящик откладывать не будем. Тем более, что в Москве цифровизация идет очень серьезными темпами. Нам, собственно, важно решить проблему, как именно сообщать эти данные, чтобы в то же время не сделать достоянием всех личную информацию пациента.
Приемное отделение будет работать по принципу триаж?
Сергей Петриков: Да, как и все экстренные больницы. "Триаж" в переводе означает "распределение". Смысл этого принципа состоит в том, что уже на въезде по определённым параметрам оценивается, куда направить пациента дальше - одного, не медля, в экстренную реанимацию, другого - в оперблок, третьего - на те самые диагностические койки.
Что такое вообще - новый стандарт экстренной помощи, задачу внедрить который ставит перед собой Москва?
Сергей Петриков: С его ведением пациент получит унифицированную помощь в любой из шести клиник, в которых открываются новые скоропомощные стационары. Одинаковую диагностику и лечение, проведенные за одно и то же время. Полный комплекс необходимой помощи прописан уже по 80 нозологиям. Скажем, поступил пациент с сочетанной травмой - один набор помощи, для больного с переломом плеча - другой и так далее. Но для этого всем нам еще предстоит отработать необходимые навыки командной работы.
В новом здании, как известно, семь этажей. Давайте мысленно прогуляемся по ним…
Сергей Петриков: На первом этаже разместится приёмное отделение с въездным тамбуром на шесть машин "скорой помощи", вестибюль с зоной регистрации пациентов и зона комфортного ожидания для сопровождающих. Еще один громадный плюс нового приемного отделения состоит в том, что там же, на первом этаже, есть возможность разместить диагностическое отделение на 30 коек, в котором пациента можно будет оставить до суток. Это бывает нужно для того, чтобы понаблюдать за больным в динамике. Туда же переедет противошоковый зал, процедурные, гипсовая перевязочная, кабинеты КТ, рентгеновский.
На втором этаже разместятся реанимации регионального сосудистого центра и все необходимые для них службы, на третьем этаже - диагностическое палатное отделение, на четвертом - отделение реанимации и интенсивной терапии, на пятом этаже - оперблок с палатами пробуждения, а на седьмом этаже - кровле, вертолетная площадка с диспетчерским пунктом.
Собственно, новый корпус построен на месте одной из наших вертолетных площадок, поэтому закономерно, что сейчас она переместилась наверх. Это будет для всех очень удобно: пациента сразу из вертолета на лифте смогут доставить в то отделение, где ему окажут помощь.
А кого именно к вам на вертолете доставляют? Пациентов, пострадавших в дорожных авариях? В Москве, наверное, не очень много найдется мест, где сможет приземлиться вертолет…
Сергей Петриков: В нашем городе все отработано для того, чтобы в случае необходимости можно было воспользоваться помощью санавиации. Вертолетные площадки есть в крупных стационарах, есть дежурные площадки, где эти вертолеты базируются. Пациентов они доставляют разных, но основной поток -это тяжелые сочетанные травмы. Если москвич пострадал где-то в ближайшей области, то московская санавиция может перевезти его вертолетом в один из столичных стационаров.
Как решается проблема оборудования? И уровень, и качество современной медицинской помощи в наше время во многом зависят от него. Но мы сейчас живем в условиях санкций…Не придется супероперационные оснащать по упрощенной схеме, как вынуждены сейчас выпускать автомобили, скажем, наши автозаводы?
Сергей Петриков: Все комплексы будут оборудованы суперсовременным высокоточным оборудованием, Проблем с этим нет. Все медицинское оборудование поступает в Москву в плановом порядке. Только с начала этого года его получено свыше 10 тысяч единиц, а до конца года придет еще более 11,7 тысячи единиц. Дело в том, что в договорах на закупку оборудования и медтехники был зафиксирован срок их поставки, приуроченный как раз к запуску новых корпусов. К тому же многое закупается по контрактам жизненного цикла. Мы уже убедились в своей работе, что это лучшая гарантия бесперебойной работы техники на протяжении всего срока ее эксплуатации.
И что же вы получите для нового корпуса?
Сергей Петриков: Все самое лучшее, самое современное. Два магнитно-резонансных и два компьютерных томографа, один ренгтеновский комплекс на три рабочих места, 12 аппаратов УЗИ, в том числе 8 портативных - ими как раз мы пользуемся в приемном отделении. А еще 6 передвижных рентгеновских аппаратов, две ангиографических установки. Плюс огромное количество оборудования для оснащения новых операционных и отделений реанимации. Все просто не перечислишь. Надеюсь, врачи будут довольны.
Корпус начали строить во время пандемии коронавируса. Не пришлось в связи с этим вносить какие -то изменения в проект?
Сергей Петриков: Наш стационар и прежде частично работал в инфекционном режиме. Для этого на время пандемии мы переоборудовали один из корпусов в инфекционный. Но на случай, если пациент с какой-то инфекцией выявляется в приёмном отделении, там предусмотрены два инфекционных бокса. Мы просто немножко подрегулировали их расположение, а больших поправок в проект не потребовалось.
Сергей Сергеевич, чего вы больше всего ждете от нового корпуса?
Сергей Петриков: Хочу, чтобы в нем было комфортно всем. Чтобы пациент хорошо и быстро проходил через обследование, а затем после качественного лечения выздоравливал. Медицинскому персоналу чтобы было удобно работать, и он получал удовлетворение от своей работы. Это для моих коллег лучшая страховка от профессионального выгорания. С нетерпением ждем новоселья!