"Необходимость подготовки проекта нормативного правового акта обусловлена отсутствием нормативного правового регулирования, определяющего порядок оформления и форму сертификата летной годности на беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов", - говорится в пояснительной записке. Сертифицировать беспилотники предлагается на основании их соответствия требованиям к летной годности и к охране окружающей среды.
Правила для сертификации беспилотников должны появиться в марте 2023 года.
Участники рынка беспилотных авиационных систем (БАС) давно жалуются на медленное развитие отрасли из-за отсутствия ее правового регулирования. Нет серийного производства беспилотников, сертифицированных учебных центров, программ обучения.
Росавиация направила участникам рынка для обсуждения проект норм летной годности, рассказали представители индустрии.
Отсутствие процедуры сертификации сдерживает продвижение беспилотных воздушных судов на рынке, отмечают в пресс-службе компании "Аэромакс", которая выпускает гражданские беспилотные воздушные суда вертолетного типа массой от 450 до 3000 кг. "Мы поддерживаем сертификацию беспилотников и активно участвуем в этом процессе. Как и любое воздушное судно, беспилотник должен иметь сертификат, который подтверждает его соответствие требованиям, зафиксированным в нормах летной годности для этого типа судна", - отметили в компании. Сертификация прежде всего призвана обеспечить безопасность полетов, чтобы избежать неблагоприятных ситуаций как в воздушном пространстве, так и на земле, добавляют представили отрасли.
Объем российского рынка БАС всего лишь 11 млрд рублей по итогам 2021 года. "Отсутствие нормативного и технического регулирования, систематизации спроса и предложения остаются главными лимитирующими факторами отрасли", - отмечают в Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) в своем официальном Telegram-канале.
Для развития отрасли ГТЛК совместно с Фондом поддержки проектов Национальной технологической инициативы (НТИ) создали компанию - оператора беспилотной авиации ООО "БАС" с собственным флотом. Согласно меморандуму, который подписали ГТЛК и НТИ, объем рынка беспилотников за пять лет должен вырасти до 17 млрд рублей.
В следующем году нацоператор уже начнет системно оказывать услуги по доставке грузов дронами, заявил Алексей Варятченко, руководитель дирекции по управлению цифровыми активами ГТЛК на форуме "Технопром-2022". По его прогнозам, до 2025 года перевозки будут осуществляться на легких беспилотниках. После 2025 года планируется начать внедрение тяжелых аппаратов в сферу беспилотной логистики, передает ТАСС.
К 2027 году планируется разработать цифровую платформу взаимодействия участников рынка по принципу маркетплейса, создать классификатор услуг и систему контроля качества, сертифицировать наиболее ходовые беспилотники и подготовить новых специалистов.
Мировая индустрия беспилотных авиационных систем стремительно растет благодаря мощному притоку инвестиций (прогнозируемый ежегодный прирост - 25% до 2030 года) и развитию рынка коммерческих услуг с использованием беспилотников.