05.09.2022 18:59
Общество

Зачем в России нужен закон о высоком статусе педагога

Текст:  Мария Агранович Олег Корякин (Казань)
Российская газета - Федеральный выпуск: №198 (8846)
В Госдуму направлено предложение узаконить высокий статус учителя.
Учитель берет несколько ставок, занимается репетиторством, домой приходит только ночевать. Тут рукой подать до профессионального выгорания. / Сергей Мальгавко/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

С такой инициативой вышла Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане и основатель Национального родительского комитета Ирина Волынец. Свое обращение она отправила не только в Госдуму, но и министру просвещения Сергею Кравцову (есть в распоряжении "РГ").

Как утверждает Волынец, закон, если он появится, защитит педагога от скандалов, повысит заработок и поможет решить проблему дефицита кадров. Как?

Правовые аспекты образования эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

- Учителя и врачи у нас до сих пор не являются субъектом права, - рассказала "РГ" Ирина Волынец. - А значит, не имеют права на профессиональную ошибку, хотя ошибки неизбежны в любой работе. Иногда родители жалуются "на ровном месте", могут устроить скандал и даже обратиться в СМИ, которые часто с удовольствием смакуют подробности. Помните нашумевшую историю с учителем Татьяной Кувшинниковой, которая выложила фото с победы на соревнованиях по плаванию - в спортивном купальнике и с медалью? Ее заставили уволиться. Принятие закона о статусе педагога защитит учителей от подобных нападок.

Если мы говорим о повышении престижа педагога, то должны дать правовые гарантии, что его не уволят из-за малейшей инсинуации. Учитель тоже должен иметь право на справедливое отношение.

Если в законе будет просто сказано, что нужно уважать учителя, ситуация в корне не изменится

Кроме того, зачастую родители позволяют себе критиковать учителей при детях. А этого делать категорически нельзя, считает детский омбудсмен.

- Будет статус у педагога, проведут и системную работу по изменению парадигмы отношения к учителям. Многое уже сделано. Из закона удалено понятие "образовательная услуга", прописана воспитательная работа. Есть программа "Земский учитель", поддерживающая педагогов в сельской местности. Теперь надо сделать все, чтобы учитель наряду с врачом стал самым уважаемым в обществе, как, собственно, и было всегда.

Электронные дневники и отмена бумажных журналов. Как родители и учителя относятся к цифровым технологиям в образовании

Законопроект Ирины Волынец предусматривает и повышение зарплаты.

- Мой дед был учителем: проработал более 40 лет в одной школе. И зарплата у него была достойная - примерно такая же, как у директора, - поделилась Ирина Владимировна. - А сегодня у нас огромный разрыв. В некоторых регионах заработки у педагогов и руководителей отличаются в разы. Учитель берет несколько ставок, занимается репетиторством и домой приходит только ночевать. Тут рукой подать до профессионального выгорания, да и молодежь от школ бежит.

Действительно, по статистике всего лишь 30 процентов выпускников педагогических вузов сегодня приходят в школы, а после трех лет на работе остается лишь половина из них.

- Недавно разговаривала с директором одной из престижных казанских школ: она с ужасом ожидает ухода учителей "старой гвардии", которые уже на пенсии, но все еще работают, - прокомментировала Ирина Волынец. - Они понимают, что, если уйдут, некому будет учить детей. Новые на их место не приходят. Подобная ситуация, увы, во многих российских школах.

Ирина Волынец: Надо сделать все, чтобы учитель стал самым уважаемым человеком в обществе.

"Статус - дело наживное"?

Нужен ли сегодня российской школе такой закон? Казалось бы, инициатива со знаком плюс. Но интернет, как говорится, бурлит. "Зарплаты учителям сначала надо повысить, а статус - дело наживное", "Наконец-то! А то учитель опустился до статуса обслуживающего персонала", "Но для этого и учитель должен быть порядочным, образованным и культурным человеком, а в массе своей - увы...", "Ну о каком высоком статусе речь, если первый учитель моего ребенка выдает что-то вроде "пишем в тетрадЕ". Для начала нужно поднять уровень подготовки учителей..."

- Для повышения статуса педагога нужно, чтобы этот педагог имел право голоса и перестал заниматься огромным количеством вещей, не связанных с педагогикой, - прокомментировала "РГ" Учитель года России-2019 Лариса Арачашвили. - Чтобы повысился статус педагога, он должен получать конкурентоспособную зарплату, работать в красивых чистых кабинетах, у него должны быть преференции от государства и незагнанный вид. Тогда молодежь захочет идти в школу. А если в законе просто будет сказано, что все должны уважать педагога, ситуация в корне не изменится.

Учителя и родители высказались о запрете мобильников на уроках

Ксения, мама семиклассника, считает, что отношение общества к учителю вряд ли можно изменить, законодательно присваивая статусы.

- Делаем высокий статус учителя? Тогда необходим следующий закон - о высоком статусе врачей. А кого будем понижать? Уборщиц? Но ходить по чистым подъездам и улицам тоже всем хочется, - говорит Ксения. - И давайте помнить, что не бывает закона только в одну сторону. Если определяем высокий статус учителя, то и от него требуем этому статусу соответствовать.

Мнение

Алексей Гусев, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации:

- Инициатива долгожданная. Но мне кажется, очень важно еще определить то, что называется этикой взаимоотношений между учителем и родителем. Нужен некий кодекс этики взаимоотношений родителей и учителей. Нужно взаимное уважение. Например, правила общения в родительских чатах, правила включения в них педагогов, правила обращения к учителю за пределами рабочего времени личным звонком в выходные дни. Нужно обеспечить защиту личного пространства педагогов.

Образование