Единая энергетическая система России состоит из 71 региональной энергосистемы, которые образуют семь объединенных энергетических систем: Востока, Сибири, Урала, Средней Волги, Юга, Центра и Северо-Запада. В ОЭС "Восток" входят энергосистемы Амурской области, Хабаровского края и ЕАО, Приморья и Якутии.
"В ОЭС "Восток" рыночных технологий нет, ценообразования рыночного нет, конкурентных отношений нет. Есть государственное регулирование 100%. И в этом, наверное, проблема", - сказал министр энергетики Николай Шульгинов. У госрегулирования нет достаточного ресурса для эффективного производства электрической энергии, отметил министр. Также есть и другая проблема - отсутствие инвестиций. Соотвественно, на Дальнем Востоке устаревание техники выше, чем в среднем по стране. Один из примеров - сейчас практически невозможно подключить новых пользователей на юге Приморья. При этом электроэнергия на Дальнем Востоке для потребителей самая дорогая в стране.
Объединение энергосистем Дальнего Востока и Сибири позволит создать единое рыночное пространство, привлечь инвестиции, обеспечить развитие сети, сказал министр.
Инвесторов может привлечь зеленая энергетика, в этом направлении у Дальнего Востока большой потенциал, отметили эксперты. При этом сейчас энергосистема "Востока" уже считается одной из самых развивающихся. Рост составляет 3,9% с начала этого года, при среднем по стране 1,9%, отметил председатель правления "Системный оператор Единой энергетической системы" Федор Опадчий. "Мы видим, что существенное превышение темпов роста и электропотребления, это и транспорт, и добыча полезных ископаемых, и металлургия. Важно, что развитие идет неравномерно по территории", - сказал Опадчий.
По его словам, одна из сложностей на Дальнем Востоке, в том числе с точки зрения выработки электроэнергии, - изменение природных факторов. "Еще два месяца назад у нас на сохранялась тяжелая ситуация с выработкой на Вилюйской ГЭС (Якутия. - Прим. ред.), а сейчас у нас ситуация близка к открытию холостых водосбросов. Нам нужно уметь управлять энергосистемой не только из-за бурного роста энергопотребления, но и значимого изменения природных факторов. А поскольку система работает изолированно, то и влияние каждого из таких факторов значительно. Один из основных эффектов создания крупных энергосистем - это взаимное резервирование и меньшая зависимость от конкретных сложностей, которые в большой системе растворятся", - добавил Опадчий.
Ряд экспертов отметили, что Дальний Восток может стать "третьей ценовой зоной" после объединения с Сибирью, хотя Сибирь как раз входит во "вторую ценовую зону", соотвественно, электроэнергия там дешевле. Как отметил замруководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев, это может и не случиться, ведь как только будет полноценная электросвязь со "второй ценовой зоной", и она сможет "перетекать" на Дальний Восток и разбавлять здесь более дорогую выработку. "Очень важно защитить население, конечно же. Но население мы защищаем целым рядом инструментов, которые не исчезают с возникновением конкурентного ценообразования. Это тарифы на электроэнергию для конечных потребителей. И индекс платы граждан, который в целом в регионе показатель дает. Это газ, вода, тепло и электричество. Мы регулируем этот индекс ежегодно на уровень ниже инфляции", - сказал Королев.
Шульгинов сообщил, что для населения Дальнего Востока будут сохранены тарифы, как и по всей остальной территории России. "Наша задача: с ценами мы не должны допустить никаких ценовых шоков для потребителей", - отметил министр.