Непонятно что
- Когда-то, во времена колхозов, здесь вокруг озер были заливные луга, поля, - рассказывает егерь Некрасовского охотхозяйства Марат Эскирханов, показывая то ли на болото, то ли на сильно обмелевший водоем с двух сторон дороги (она же дамба), ведущей к деревне Яхробол. - Весной их заливало, но воду откачивали на насосной станции, и несколько местных озер оставались в своих границах. А когда колхозы развалились, косить и пахать здесь не стали, все забросили, растекавшуюся по лугам воду откачивать тоже перестали. В итоге ее уровень так поднялся, что озера слились в одно, увеличившись в размерах за счет затопленных лугов.
По словам егеря, специализированная организация в последнее время лишь поддерживала такой уровень, чтобы паводками не затапливались дороги и населенные пункты, но нынешней весной воды отсюда в Волгу перекачали слишком много. И одновременно... слишком мало, чтобы озера "вошли в берега", отчего на всей этой территории остался слой воды в пару десятков сантиметров. В результате гнездовья птиц, расположенные на островках посреди слишком мелкой воды, стали доступны хищникам - лисицам, енотам.
- Надо было либо откачивать больше, либо оставить уровень более высоким, но постоянно держать его под контролем, - согласен с егерем местный житель Игорь Грибанов. - Потому что сейчас получилось непонятно что - ни то ни се. Озера в берега не загнали, и оставшаяся вокруг них вода цветет, гниет, все здесь заиливается, рыба дохнет.
Заливные луга
Как объяснили специалисты, в этих подверженных подтоплениям местах на левом берегу Волги, а также на территории всей Костромской низины мощный комплекс защитных гидротехнических сооружений создавался одновременно со строительством Горьковской ГЭС в 50-е годы прошлого века. Здесь на многие километры протянулась сеть защитных дамб и каналов, работают насосные станции, перекачивающие всю избыточную воду в Волгу. Не будь этого комплекса, уровень воды у той же деревни Яхробол был бы на пять метров выше сегодняшнего, то есть здесь плескалось бы очередное водохранилище.
За уровнем воды в озерах Яхробольское и Шачебольское (кстати, в 1975 году признанных памятником природы регионального значения общей площадью более 480 гектаров как место гнездования водоплавающих птиц и нереста рыбы) следят сотрудники насосной станции, стоящей на реке Рыбинке в селе Рыбницы.
- Вот сегодня уровень - 81,75 метра по балтийской системе, - рассказали там. - В марте, например, было 82,87 - через дороги еще не переливало, но близко было к тому. Чтобы озера оказались в своих берегах, а прибрежные луга стали бы снова лугами, уровень должен составлять 80,50. Но на откачку до этого показателя средств нет. Если бы деньги были, мы бы откачали, сколько надо. Потому что в былые времена в год мы расходовали на откачку по 1,2 миллиона киловатт электроэнергии, а сейчас - вполовину меньше.
- Мы работаем по правилам эксплуатации комплекса защитных сооружений. Есть проект, есть декларация безопасности этого комплекса и есть правила эксплуатации, утвержденные Гостехнадзором. В соответствии с этими правилами мы и поддерживаем уровни. В настоящее время уровень выше на один метр от нормативного - до него не смогли откачать из-за отсутствия финансирования в нужном объеме, - пояснил начальник управления "Ярославльмелиоводхоз" Сергей Маслобоев. - К сожалению, финансирование осталось на прежнем уровне, а стоимость электроэнергии выросла в три раза, и теперь за те же деньги мы можем откачать значительно меньший объем.
Руководитель "Ярославльмелиоводхоза" согласен, что озера должны находиться в своих границах, а не разливаться по полям. Например, сейчас, по его словам, подтоплено примерно 600 гектаров земель, в том числе сельскохозяйственных. Да, они не используются по назначению, но там есть, к примеру, объекты энергетической инфраструктуры - опоры линий электропередачи, и некоторые уже начинают падать, потому что ставились они в свое время на сухое место, а потом оказались в воде.
- Мы ведь не из озер воду качаем - мы откачиваем то, что выпадает с осадками. Это замкнутая территория, речки упираются в две наши насосные станции (вторая находится на реке Келноти. - Прим. ред.), и посредством насосных агрегатов лишняя вода перебрасывается в Волгу, - вводит в курс дела Сергей Маслобоев. - Все это делается, чтобы экология на территории была нормальной, не было разливов, подтоплений и "малярийных пространств". Комплекс строился в том числе и для защиты от этого.
Со слов Сергея Маслобоева, последний раз до проектных отметок они откачивали воду в 2015 году - тогда бывшие луга и поля вокруг озер, тоже в последний раз, высыхали. В среднем ежегодно из госбюджета для обеспечения работы двух названных насосных станций выделяются 2,5-3,5 миллиона рублей. Но в прошлом году поступило на пять миллионов больше, потому и объем воды откачали более значительный, но до проектных отметок все равно не дотянули.
Нужно совместное решение
Однако, несмотря на неприглядный вид полузаболоченных бывших полей и лугов, а также сигналы местных жителей (якобы не подтвержденные), замора рыбы специалисты пока не фиксируют.
- На данный момент угрозы биоресурсам мы не видим, - заявил заместитель начальника Верхневолжский филиал ФГБУ "Главрыбвод" Алексей Голубятников. - А вот если сейчас воду еще резко спустить, то проблемы будут.
Специалисты объясняют, что любое резкое понижение уровня любого водоема имеет негативные последствия для водных биоресурсов. При весеннем снижении уменьшаются площади естественных нерестилищ, при осеннем в образовавшихся так называемых отшнурованных водоемах (то есть отдельных более глубоких "лужах") могут остаться мальки рыбы, которые просто погибнут из-за невозможности уйти на более глубокие участки. Зимнее снижение уровня может привести к замору, поскольку подо льдом остается очень мало содержащей кислород воды. Поэтому в идеале все эти сбросы воды должны согласовываться с различными ведомствами.
- На мой взгляд, объемы откачки воды в озерах Яхробольское и Шачебольское должны регулироваться не только правилами эксплуатации комплекса защитных сооружений, но и согласовываться с представителями рыбного хозяйства, департамента охраны окружающей среды, с энергетиками. Все эти инстанции должны вырабатывать общее управленческое решение по поддержанию того или иного уровня воды, - считает начальник отдела Росрыболовства по Ярославской и Вологодской областям Александр Прибылов. - Как это происходит в случае с Волжско-Каспийским бассейном, когда собирается межведомственная группа, все члены которой имеют право голоса и дают свои рекомендации и вносят корректировки по работе гидроузлов.
Заключение Центра охраны окружающей среды Ярославской области по итогам июньского обследованием акватории озера Яхробольское (других исследований пока не проводилось):
"При проведении выездного обследования особо охраняемой природной территории специалистами центра визуально не было установлено фактов осуществления деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности ООПТ, а также противоречащей целям объявления данного природного объекта памятником природы, в том числе: гибели рыбы, загрязнения и захламления территории памятника природы и акватории водных объектов, устройства свалок мусора и отходов, сброса сточных вод. Согласно информации ФГБУ "Управление "Ярославльмелиоводхоз", откачка воды насосными станциями, расположенными на реках Рыбинке и Келноти и входящими в состав комплекса гидротехнических сооружений "Комплекс сооружений инженерной защиты Костромской низины на территории Некрасовского района Ярославской области", осуществлялась в плановом режиме в объеме, установленном государственным заданием. Согласно результатам лабораторных исследований проб воды из озера Яхробольское, содержание загрязняющих веществ в воде соответствует нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения".