О необходимости такого закона давно говорили в заинтересованных регионах. Поднимался и вопрос о создании единой системы обеспечения "северов" всем необходимым. Напомним: доставлять годовой запас грузов на удаленные и труднодоступные территории Арктики можно только коротким северным летом. Государство субсидировало завоз, но каждый регион организовывал его самостоятельно, и получалось это далеко не у всех. Регулярно появлялись сообщения о том, что где-то что-то пошло не так и очередной поселок к зиме остался без топлива.
Хлопот добавляли изменения климата: в прошлом году караван судов с грузами застрял в ранних льдах, а этим летом из-за обмеления временно стало невозможным судоходство на реке Печоре.
Как отмечали эксперты, из-за разрозненности действий нельзя было составить полное представление о том, что именно и какими путями завозит Север. А это позволило бы ответить на вопрос: возможно, есть другая логистика, более выгодная? Для оптимизации процесса, сокращения сроков доставки грузов и снижения ее стоимости ФАНУ "Востокгосплан" разработало модель цифрового двойника северного завоза. Этот программный продукт позволяет отследить, все ли идет по плану в каждом регионе, и при необходимости выбрать более подходящий способ доставки грузов.
Проект закона о северном завозе разработан с учетом этой цифровой модели, отработанной в пилотном регионе - Якутии.
"Закон нужен для того, чтобы товары в северные регионы доставлялись надежнее, быстрее и дешевле, - отметил, представляя документ в своем Телеграм-канале, глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. - Будет четко настроена система полномочий и ответственности: кто, что и когда делает на федеральном, региональном уровне. Планирование - заказ - исполнение станет прозрачным процессом".
Обеспечивать Арктику планируют не по старинке, с криками в телефонную трубку "пропусти груз!", а с помощью новых способов мониторинга и управления завозом. Среди них - открытые цифровые платформы для сбора данных. По словам министра, в результате для заказчиков и поставщиков северный завоз должен стать таким же удобным, как вызов такси через приложение.
Будущий закон вписывает снабжение Арктики в хозяйственный механизм страны. Ряд его положений касается централизации процесса.
Так, правительство РФ определит федерального координатора, генерального экспедитора, оператора специальной электронной торговой площадки и единого морского оператора северного завоза. Вся информация о нем будет собрана в федеральной государственной информационной системе мониторинга.
Но ряд полномочий по северному завозу остается у субъектов РФ. Они будут принимать свои законы в этой сфере, определять региональных координаторов, закупать продукцию, создавать стратегические запасы грузов и так далее. Определен и порядок участия органов местного самоуправления.
Как показывает практика, до 70 процентов северного завоза составляет топливо, остальное - продукты питания, лекарственные препараты и другие товары первой необходимости. Все грузы - важные, и все же их поделят на категории по степени важности. К первой отнесут продукцию для обеспечения нормальной жизни людей и стабильной работы организаций социальной сферы, ЖКХ и энергетики. Это основные продукты питания и непродовольственные товары, лекарства, медицинские изделия, топливо и горюче-смазочные материалы.
Во вторую категорию войдут грузы для государственных и муниципальных нужд, а в третью - товары, приобретаемые организациями, ИП или обычными людьми в личных или предпринимательских целях. Последнее очень важно, поскольку при всей централизации нельзя забывать о развитии малого и среднего бизнеса на Севере.
- Законопроект вводит обязательное планирование по грузам первых двух категорий, призванное не допустить стихийности в формировании номенклатуры предметов снабжения, которые доставляются на Север, - подчеркивает генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Александр Стоцкий. - Четкое распределение ролей, внедрение трехлетних планов помогут систематизировать северный завоз и избежать повторения кризисов, связанных с доставкой жизненно важных грузов в Арктику.
В СЗФО такие задачи решают в Архангельской и Мурманской областях, Ненецком округе, республиках Коми и Карелия. Практики некоторых из них также учитывались при разработке закона. К примеру, в поселках Заполярья, снабжавшихся по программе северного завоза, установили ветрогенераторы и солнечные батареи. Благодаря этому теперь туда надо везти только топливо для резервных дизель-генераторов. А в НАО стали проводить закупку всей продукции одним лотом, что позволило сократить затраты.
Сейчас в северных регионах изучают законопроект, чтобы при необходимости внести свои предложения.
По мнению чиновников, для Поморья кампания по северному завозу стратегически важна. За короткий период нужно доставить годовой запас топлива в отдаленные и труднодоступные районы. В этом году план по завозу такой: 121,7 тысячи тонн каменного угля, 19,5 тысячи тонн жидкого топлива и 83,4 тысячи тонн древесного топлива. Проектом закона предлагается закрепить полномочия госорганов по контролю за ценами на товары, которые идут в рамках северного завоза, и создать федеральную систему мониторинга грузов. В области изучают документ, чтобы все тонкости региональной логистики были в нем учтены.