07.09.2022 02:55
Общество

В Иркутске собрали гуманитарную помощь Донбассу от сибиряков и монголов

Текст:  Владимир Медведев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №200 (8848)
Когда речь зашла о поддержке страдающего от обстрелов населения и российских воинов, о разнице в национальной принадлежности и вероисповедании никто не вспомнил. 10 тонн груза самого разного свойства - от тушенки и одеял до школьных принадлежностей, елея и женских трусов - в ближайшие дни настоятель храма из Иркутска доставит в Донбасс.
Читать на сайте RG.RU
/ Владимир Медведев

На передок тоже надо

Время к обеду. Значит, отца Евгения можно найти в скособоченном деревянном доме, внутреннее устройство которого резко контрастирует с благолепием соседней Харлампиевской церкви. На втором этаже тут иконописная мастерская, воскресная школа и всякие кружки, на первом - трапезная.

- Планы изменились, - отодвигает протоиерей тарелку с селедочкой. - Школьные принадлежности, всякие вкусняшки для ребятишек, наборы безрецептурных медикаментов - все это в силе. Но появилась возможность доставить кое-что на "передок". Бойцам тоже надо помогать.

Отправка гуманитарной помощи в Донбасс - это вообще сплошная импровизация, череда оргмероприятий и корректировок. Хорошие московские люди в рясах и мундирах все лето вносили корректировки в маршрут. А как же, поясняет отец Евгений, иначе помощь со всей России распределялась бы неравномерно.

Мы переходим в здание, где находится его кабинет. Священник снимает джинсы, чтобы надеть рясу. Вот в таких же примерно джинсах я увидел его в первый раз, лет 20 назад. Тогда по городу пошел слух, что в "Харлампии" объявился какой-то чудной поп, говорит, что восстановит храм, который, по доброму-то, надо давно было разобрать - чтоб не убил кого при несомненно скором своем разрушении. Посмеивались. Хотя и отдавали должное храму: здесь, мол, проводили молебны для отправляющихся на Аляску мореходов, венчался Колчак и жил Валентин Распутин - в советское время здесь было университетское общежитие.

Видео: Актер Андрей Соколов привез гуманитарную помощь жителям Мариуполя

При знакомстве я обнаружил, что заочно знал священника давно. Это он восстановил главный храм Улан-Удэ на улице, где прошло мое детство. Применил там Евгений Старцев, который до пострижения был замдиректора по строительству Гусиноозёрской ГРЭС, метод именных кирпичей - это когда житель платит за стройматериал, а на брусочке пишут его фамилию. И еще с десяток церквей в Бурятии построил или восстановил.

Вот и в Иркутск этот поп приехал с уверенностью, что все у него получится.

- Да тут денег столько надо, что за 30 лет не собрать, - говорил я ему. И если б только я один.

- Бог подаст - рук не хватит унести, - отвечал отец Евгений.

И точно. Давали, кто сколько мог. И когда на купол был установлен золотой крест, стало понятно: Старцев способен на чудеса. Вот и в случае с этим гуманитарным грузом в Донбасс. Понятно, почему объединившиеся вокруг храма православные собрали фуру и в 2014-м, и в нынешнем мае, но как монголы-то ко всему этому присоединились?

- Так просто отец Антоний, настоятель Троицкого храма в Улан-Баторе, говорит: видел - ты собираешься поехать, так мы тоже хотим, - отвечает отец Евгений и шарит по столу в поисках очков и накладных на товар. - Ну, если, говорю, хотите, так присоединяйтесь. Для их груза наша машина вроде как попутка.

- Так это совсем не монголы, наверное. Это, поди, русские уланбаторские...

- Нет, монголы. Просто вокруг храма это всё организовалось, а вообще, участвовали монголы. Причем не христиане в большинстве-то своем.

/ turtella.ru

Красное - в Изюм, синее - в Херсон

- Вы там смотрите! - грозит он мужикам, которые укладывают коробки в фуре. - Ничего не перепутайте! Красное - в Изюм, синее - в Херсон.

Чтобы сподручнее, в правильной очередности было разгружать машину там, где каждая минута задержки грозит смертью, коробки обмотали скотчем. Кроме красного и синего использовали еще бесцветный - это на передовую. Волоку одну такую из подвала. Очень тяжелая, внутри металлические постукивания. Это, гадать не надо, монгольская тушенка. Сам бы ел, да деньги надо.

Как подростки из Донбасса провели лето на Среднем Урале

Кстати, о деньгах. Это из-за них на этот раз, в отличие от майской "посылочки" (так тут называют гумпомощь), на бортах машины не будет надписи "Иркутск - жителям Донбасса".

- Слишком дорогое это удовольствие, - поясняет на ходу включившийся в погрузку отец Евгений. - 27 тысяч. Мы просто подумали...

Как-то он затеял Крестный ход вокруг Байкала. Первый отрезок прошли в мартовскую пургу 2016-го, когда воды в озере было мало, а завершили в октябре 2018-го, когда уровень пришел в норму. Все это дело длиной в 2 тыс. км в некоторых газетах назвали так - акция. Акцию ту иркутяне поделили с верующими из Бурятии. Вот и сейчас на столе у отца Евгения лежит список литературы о духовных контактах двух народов. Он говорит, что на днях отвели в Хоринске - в 150 км от столицы республики - службу на бурятском языке.

- Еду по Улан-Удэ, а там везде билборды - Герой России, какой-то мальчишка десантник. Они повесили их штук 20, весь город заклеили ими. Вот это я понимаю. Это правильно. Но надо еще перелопатить всю свою историческую память и понять ее иначе. Куда мы сегодня позовем народ, который ни разу не предал нас за 400 лет?

"РГ" привезла на Донбасс учебники, созданные по материалам журнала "Родина"

- Для вас-то, наверное, не стало неожиданностью то, как буряты проявили себя в Донбассе.

- Так бурят - он же брат мне. Когда этот брат, например, был с тобой на блокпосту, ты точно знал, что тебя никто не предаст. Больше того, у тебя на блокпосту будет самый устойчивый канал связи с базой, потому что можно в открытом эфире на бурятском говорить. Чечены - они все языки понимали. Кроме бурятского.

- А почему так показывают себя чеченцы, которые еще недавно воевали с русскими?

- Если смотреть историю, мы не имели таких консолидированных чеченских формирований в нашем строю ни в одной войне. Это говорит об их вере - потому что они, безусловно, религиозные люди, и это их по большому счету мотивирует. Потому что для нерелигиозного человека война - это самое страшное, что только может быть в его жизни.

- Ну да, для них же "Чаю воскресения мертвых" - это так русские попы народ веселят.

- И смертью всё у них заканчивается. А для верующего человека, наоборот, начинается. Поэтому наши проблемы им тоже понятны. Ахмат - сила, да, но это потом, а сначала твоя внутренняя религиозная жизнь. Он убежден, что должен идти туда с русскими и решать проблему в их войне с бывшими русскими, скажем так.

Молебен на дорожку

Идет погрузка "гуманитарки". Кто эти люди вокруг меня? Большую часть из них видел в церкви на Пасху или Рождество, с некоторыми познакомился недавно. Например, с владельцем фирмы, продающей кассовые аппараты, главным, кто сейчас подпитывает фонд "Спаси и сохрани!". Или вон полковник МЧС. Налоговики, парни и девушки из ОНФ и прочих общественных организаций. А больше не откуда-то, не от кого-то, а сами по себе. Им так надо.

И хоть первый день осени выдался теплым, пот льет с нас градом. Какое-то время кажется, что этим коробкам не видно конца. Надо терпеть - любая работа когда-то кончается. Кончается и эта.

Отец Евгений приносит молитвослов, поправляет подпоясанную офицерским ремнем рясу. В руках понемногу стихает дрожь, и можно сделать заключительный снимок - с молебна.

- Господи... - осеняет себя крестом отец Евгений, которого ждет поездка на запад.

Вот именно: помоги ему.

Журналист из Петербурга купил УАЗ "Буханку" и организовал регулярную доставку гуманитарной помощи жителям Донбасса

Помощь пострадавшим экс-СССР