Валерий Игоревич, на какие свои проекты островной регион намерен обратить внимание инвесторов и федеральной власти на ВЭФ-2022? Какие соглашения запланировано подписать?
Валерий Лимаренко: Мы начинаем готовиться к очередному экономическому форуму на следующий день после того, как заканчивается предыдущий ВЭФ, то есть работаем целый год и от форума к форуму делаем определенные шаги и принимаем важные решения по развитию наших островов.
Сейчас для нас главная тема - топливно-энергетический комплекс. С ПАО "Газпром" подписываем соглашение о разработке обоснования инвестиций по строительству завода по производству топлива из газового конденсата мощностью до 4,5 миллиона тонн. Предприятие станет выпускать авиакеросин, бензин и дизельное топливо. Единая дальневосточная авиакомпания "Аврора", базирующаяся в Южно-Сахалинске, будет обеспечена местным керосином, за счет использования дешевого топлива повысится ее конкурентоспособность.
Собственное производство бензина и дизтоплива снизит зависимость региона от завоза нефтепродуктов с материка, а жители будут тратить меньше денег на заправку автомобилей.
Другое соглашение касается строительства малотоннажного завода СПГ мощностью до 64 тысяч тонн сжиженного природного газа в год. Его продукция будет использоваться для газификации Курил. Мы сможем перевести на газ угольные котельные и дизельные электростанции. Это позволит повысить надежность энергоснабжения, а также улучшить экологическую ситуацию.
Третье - с "Газпромом" также подписывается обновленная программа газификации региона. Мы идем к тому, чтобы до конца 2025 года первыми в России обеспечить 100-процентную газификацию. Сейчас ее уровень 54 процента, а несколько лет назад было порядка 20. Мы гигантскими шагами движемся вперед.
На форуме мы намерены решить ряд задач и в других ключевых сферах - транспортно-логистической, туристической, социальной. К примеру, при участии "Газпромбанка" подписываем концессионное соглашение по строительству пяти поликлиник - двух взрослых и одной детской в Южно-Сахалинске, по одной - в Холмске и Углегорске. Общий объем инвестиций 10 миллиардов рублей. Отмечу, что с "Газпромбанком" мы каждый год подписываем соглашения на десятки миллиардов рублей.
В рамках "Дальневосточной концессии" будут построены поликлиники в Долинске и Макарове, центр ядерной медицины в Южно-Сахалинске, а также социальные объекты в строящихся жилых районах "Уюн" и "Северный городок". Это все предполагается в соответствии с соглашением, заключенным с Минвостокразвития.
Летом внимание было приковано к проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2", прежде всего в связи со сменой операторов. В тени оказались новости "Сахалина-3", который развивается с упором на отечественные технологии. Как повлияет реализация этого проекта на социально-экономическое положение области?
Валерий Лимаренко: Наша стратегическая задача - совместно с "Газпромом" как можно быстрее запустить проект "Сахалин-3". Процесс идет согласно графику, в запланированные сроки мы укладываемся. С 2025 года в рамках проекта начнется добыча газа, которая составит пять миллиардов кубометров. С 2030 года будем получать нефть в объеме трех миллионов тонн. В перспективе ежегодно на проекте будет добываться 10 миллиардов кубометров газа и 10 миллионов тонн нефти.
А сейчас развернулась большая работа по подготовке к развитию нового месторождения "Сахалин-3".
Кстати, с "Газпромом" мы реализуем и важные социальные проекты по строительству трех спортивных объектов олимпийского уровня - ледового дворца, центра водных видов спорта и универсального спортивного зала, а также жилого микрорайона с детским садом и школой.
Что касается технологий, да - в нефтегазодобыче и переработке углеводородов мы широко использовали зарубежный опыт. Но если возникает ситуация, когда нам ограничивают доступ к иностранным наработкам, мы очень быстро можем перейти на отечественные технологии. Для этого есть база - у нас блестящие инженерная и металлургическая школа, школы математики, физики. Я 17 лет проработал в Ядерном центре и очень хорошо знаю наши возможности. Считаю, что достаточно пары лет, чтобы, например, повторить технологию сжижения газа и создать свое оборудование для этого.
Два года назад на Дальневосточном энергетическом форуме "Нефть и газ Сахалина" вы сообщили о решении создать нефтегазовый индустриальный парк. На каком этапе сейчас этот проект?
Валерий Лимаренко: Парк призван решить стратегическую задачу - увеличить локализацию нефтесервисов в регионе. Особенно актуальным это стало сейчас, в условиях западных санкций.
Его фундамент уже заложен. Строительство идет. В 2024 году планируем запустить первую очередь парка. В целом он разместится на площади около 70 гектаров. Работу в нем получат более 1,5 тысячи человек.
Резидентами парка уже стали 13 компаний. Они будут предоставлять логистические услуги, ремонтировать и обслуживать производственное оборудование, а также обучать специалистов.
Кроме того, мы начали строить агропромышленный парк, и через два года он тоже будет введен в работу. А IT-парк в Сахалинской области уже работает.
Прошло полгода с момента вступления в силу нового преференциального режима на Курилах. Можно говорить о первых результатах?
Валерий Лимаренко: Преференциальный режим заработал с марта, и я уверен, что предлагаемые льготные условия ведения бизнеса привлекут российские и зарубежные инвестиции на Курильские острова.
Для резидентов установлен беспрецедентный набор льгот - на 20 лет отменены ключевые налоги (на прибыль, на имущество, земельный и транспортный), страховые взносы снижены с 30 процентов до 7,6.
Уже есть первые резиденты нового налогового режима, которые планируют реализовать проекты в области туризма.
Курильские острова - стратегически важная территория для нашей страны. Ее развитие является приоритетом. Поэтому мы создаем необходимую инфраструктуру, которая будет способствовать повышению качества жизни людей, улучшению инвестиционной привлекательности.
Я уже упомянул о строительстве малотоннажного завода СПГ - топлива будущего. Предприятие будет работать на малую энергетику Курильских островов. Мы заменим уголь и дизтопливо на газ, ведь Курилы - курортная, туристическая зона, и она должна быть экологически чистой. С инвесторами прорабатываем планы строительства гостиниц, развития мест рекреации, создания бальнеологических проектов. Все это большое и светлое будущее Курил, и войти в него острова должны с хорошей экологией.
Сахалинская область - один из лидеров в стране по темпам расселения аварийного жилья. За счет чего удалось первыми в России начать новую программу?
- Мы принципиально по-новому подошли к обследованию жилого фонда. Не замалчиваем проблему, а наоборот, регистрируем новые объемы. Если на 1 января 2019 года аварийным были признаны 262 тысячи квадратных метров, то через год - уже около 720 тысяч.
На сегодняшний день ликвидировали около 130 тысяч аварийных "квадратов", переселили шесть тысяч человек. По объемам расселения аварийного жилья опережаем другие регионы. Причем не только Дальнего Востока, но и страны.
В этом году новые квартиры получат более пяти тысяч человек. Мы намерены удерживать такой темп и дальше, чтобы расселить признанный объем "аварийки" за шесть лет.
Область вышла на рекордные объемы строительства жилья - 500 тысяч квадратных метров в год. Вводим более одного "квадрата" на человека. По этому показателю Южно-Сахалинск вошел в тройку лучших в рейтинге 100 крупнейших городов России.
Серьезный толчок для развития отрасли дает запуск производств строительных материалов. В прошлом году открылся комбинат, который выпускает домокомплекты для крупнопанельного строительства.
Это позволит быстро строить как многоэтажные, так и индивидуальные дома, а также детские сады, поликлиники, объекты спорта и культуры.
Сейчас, например, заложили основу кластера по переработке леса. Будет перерабатываться 700 тысяч кубометров леса в год. Первый пиловочник пойдет уже в этом году, а в 2023-м - плиты. Эти стройматериалы предназначены для экологически чистого жилья.
В регион зашли крупные застройщики. Компания "ПИК" сдает первые дома уже в этом году, "Самолет" завершает проектирование и в 2023-м приступает к возведению около 0,5 миллиона квадратных метров жилья. Причем все это строится на внебюджетные средства, а инженерное обустройство идет за счет инфраструктурных облигаций.
Во Владивостоке открылся VII Восточный экономический форум