Гоблин неприкаянный
Докучаевск, небольшой городок в Донецкой Народной Республике, почти на линии разграничения с Украиной. До войны здесь жили 23 тысячи человек, а сколько осталось теперь, наверное, не знают даже местные власти. До Мариуполя отсюда 95 километров, 24 - до Волновахи, а до позиций ВСУ вообще рукой подать, вот они, за окраиной города, через доломитовый карьер. В Докучаевск получили направление восемь крымских медиков из первой группы добровольцев: два хирурга, два анестезиолога, травматолог, медсестра и две операционные санитарки.
Встретили крымчан как дорогих гостей, поселили в больнице, но вот выходить в город категорически не рекомендовали. Все-таки война здесь не фигура речи, она на каждой улице, за любым поворотом, а жизнями волонтеров дончане очень дорожат. Едва приехали и расположились, как уже через два часа привезли первого раненого.
- Боец ДНР ехал на броне, рядом разорвалась мина, и осколок аккуратно под бронежилет сбоку вошел ему в живот. Пронизал кишечник и желудок, - вспоминает доктор Федуличев. - Сразу его на операционный стол, спасли.
Этот пациент крымчанам почему-то особенно запомнился. Может быть потому, что был первый и сразу с осколочным. Мужчина провел восемь лет на войне и получил единственное ранение именно в день их приезда. А может потому, что был он лохматый и между собой врачи дали ему прозвище Гоблин. Так оно к нему и прицепилось. Окровавленную одежду Гоблина медики выбросили, а один из хирургов отдал ему свой комплект нижнего белья, привезенный из дома.
- Он, когда поправился, ходил за нами: вы куда мое белье дели? Нет, где мое белье? - улыбается Павел Николаевич. - Потом, конечно, благодарил, что спасли.
13 мая съемочная группа военкора телеканала RT Валентина Горшенина вблизи Докучаевска попала под ракетный обстрел. Два оператора, Владимир Баталин и Виктор Мирошников, получили осколочные ранения спины и ног. Вынимать осколки пришлось крымским медикам. Так врачи познакомились с журналистами. Затем больница стала госпиталем, и жизнь в нем шла по расписанию обстрелов с украинской стороны. Бывало так, что ночное дежурство проходило спокойно, а в другой раз "КамАЗ" за "КамАЗом" привозили по полтора десятка раненых бойцов. Вслед за ними летели скорые уже с гражданскими, попавшими под "прилет". В такие ночи и дни нужно было часами сортировать раненых: легких отправляли на перевязку, тяжелых - в операционную, а на сон оставались обрывки времени между предыдущим и следующим "КамАЗом".
В подвале, без воды
Где-то на третий день группу крымских врачей из Мангуша перевели в Мариуполь.
Большая часть города лежала в руинах, а на "Азовстали" еще продолжалась осада боевиков. От пятиэтажного корпуса больницы в Мариуполе осталось полтора этажа. Жить пришлось в подвале, а спать - на сваленных на пол тюфяках. Воды не было вообще, так что за все время работы принять душ так и не удалось. Город еще находился на военном положении, но никто из медиков не отказался, не попросился обратно, хотя могли, и их наверняка поняли бы.
Узнав о спартанских условиях, в которых работали земляки, крымчане решили помочь коллегам и отправились в "самоволку". Никому не говоря, выбрались в город на местный рынок, купили продуктов: овощей, консервов, колбасы.
Координировал работу крымских медиков между собой и с минздравом ДНР консультант главы парламента Крыма по здравоохранению Никита Сандалов. Его и отправили с грузом гуманитарной помощи в Мариуполь. До города Никиту подбросили военкоры, а возвращаться пришлось самостоятельно.
"Если надо, поеду"
Дети на войне - всегда тяжелая тема. А там, в Докучаевске, крымских врачей поразило, что детей на улицах нет. Двое пацанов играли днями напролет возле приемного отделения больницы, и то лишь потому, что их мамы там работали, а девать мальчишек некуда. Потом поняли: детей здесь просто не выпускают на улицу, обстрел может случиться в любую минуту и лучше быть в укрытии.
Врачам оставалось отработать последние сутки, и внутренние часы уже начали обратный отсчет до отправки домой, когда в очередной раз ВСУ обстреляли Волноваху. В местной школе готовились к последнему звонку, женщины вышли почистить двор от травы, тут их и накрыло. И снова скорая за скорой, полдня и вся ночь прошли в колоссальном напряжении.
Тяжелее всех пострадал мужчина, в дом которого залетел снаряд и попал в газовый баллон. Двойной взрыв, ожог 80 процентов тела, кисть руки держалась на сухожилии, тяжелейшая черепно-мозговая травма. Трепанацию черепа провела нейрохирург Светлана Гуменюк. Она присоединилась к крымчанам позже и очень вовремя, потому что не будь в больнице этого специалиста, мужчина умер бы в тот же день. Из гематомы в голове пострадавшего врачи откачали 100 миллилитров крови. После чего отправили в Донецк, где коллеги поблагодарили крымчан за успешно проведенную операцию.
- И все же травма оказалась слишком тяжелой, позже мы узнали, что мужчина умер через две недели после ранения, - рассказала Светлана.
Уже вернувшись домой доктор Федуличев понял, что там, в Донбассе, он переосмыслил события восьмилетней давности в Крыму. Раньше к Крымской весне он относился как к чему-то само собой разумеющемуся. Теперь увидел другую сторону.
- Вот если бы наша "весна" прошла не так легко, в Крыму была бы такая же война, какая сейчас идет в Донбассе, - говорит врач.
Спустя три месяца после той поездки волонтерам из первой группы звонят коллеги из разных уголков Крыма с вопросом: как им попасть в Донбасс? Поехал бы он сам туда снова?
- Сложный вопрос, - на секунду задумывается Павел Николаевич, потом отвечает. - Если надо, поеду.
Волгоградские медики тоже активно включились в оказание помощи населению в подшефном Станично-Луганском районе ЛНР. Группы составляют из узких специалистов. Первый десант прибыл в республику еще 5 июля. Кто-то прослужил больше месяца, другие успели смениться.
Врачи трудились в две смены, помогая местным жителям круглосуточно. Помощь требовалась самая разная. Поступали и пострадавшие от взрывов мин. С собой волгоградцы привезли современное оборудование и расходные материалы. А увезли награды от главы ЛНР: почетные знаки "За благодеяния" и "От благодарного народа ЛНР", а также грамоты и благодарственные письма.
- Первая группа занималась в основном флюорографией и диспансерным обследованием взрослого населения, вторая - детьми, - пояснил руководитель сводной бригады медицинских работников Денис Козлов. - Мы выяснили, что последнее обследование детей там проводилось десять лет назад! То есть многих никогда не осматривали врачи.
За месяц врачи из России осмотрели почти 18 тысяч пациентов, их них треть - это дети. 8 753 человека прошли полное обследование у всех специалистов. В Станично-Луганской центральной районной больнице выполнили более сотни операций. В составе очередной группы в республику поехали кардиологи, эндокринологи, рентгенологи, гинекологи, травматолог, отоларинголог и рентген-лаборанты ведущих клиник Волгоградской области. Им предстояло посетить мелкие населенные пункты с плохой транспортной доступностью, куда не успели добраться их предшественники.