Историю появления Lada Xray, конечно же, невозможно рассматривать в отрыве от появления на АвтоВАЗе британского дизайнера Стива Маттина, а затем и шведского руководителя Бу Андерссона, которые привнесли революционные изменения в российский автопром. Правда, вместе с позитивными реформами, как это часто бывает, шел и вагон негатива, содержание которого аукается нам и сегодня не самыми радужными перспективами.
Так или иначе, АвтоВАЗ к середине "десятых" годов был поглощен седаном Vesta - машиной, которая должна была перевернуть представление российского автовладельца об отечественном автопроме. Уже тогда было понятно, что одной новинкой обойтись будет сложно - нужен был выбор, а потому сразу задумывалась линейка седан, универсал и хетчбэк.
Достоверных сведений по этому поводу нет, но есть предположение, что всеобъемлющее увлечение мира кроссоверами может очень сильно помочь в продвижении как новинок, так и в целом имиджа АвтоВАЗа.
Хитрый британец, судя по всему, изучив историю нового российского работодателя, сделал акцент на культовой для отечественного автомобилиста модели - ВАЗ-2121 "Нива", поскольку представленный в 2012 году концепт-кар Xray в трехдверном исполнении с увеличенным клиренсом все ассоциировали именно с новым поколением советского внедорожника.
Собственно, сам Стив Маттин так комментировал свою работу: "Концепт-кар Lada Xray создан для демонстрации планов АвтоВАЗа по развитию модельного ряда Lada - в том числе и в сегментах внедорожников, кроссоверов и SUV, именно они сегодня развиваются динамичнее всего".
Каково же было разочарование российских автомобилистов, когда вместо дерзкого трехдверного внедорожника, на котором одни уже собирались покорять ралли и троффи-рейды, а другие придумывали тюнинговые обвесы и "боевые" раскраски, был представлен заурядный пятидверный хетчбэк, напоминавший об эффектном концепте только отдельными стилистическими элементами.
Еще одна маркетинговая концепция: седан Vesta - это выбор российских традиционалистов, которым нужна замена "Приоры" и прочих вазовских классических и привычных моделей. А вот Xray должен был привлечь молодежь, в том числе региональную, которая чаще всего своей первой машиной видела подержанные и не очень модели семейства Samara, проще говоря, "восьмерки" и "девятки", то есть хетчбэки. Кто не знает, Ray в названии Lada - это аббревиатура от Recreation (отдых), Activity (активность) и Youth (молодость).
Ну а как не распугать новое поколение отечественных автолюбителей, которым отцы и деды уже успели нарассказывать про качество "Жигулей"? Правильно! Максимально дистанцировать новинку от "российской составляющей" и бесконечных технических проблем, благо французский концерн Renault под руками со всеми своими технологиями и отработанными решениями.
Теперь составляем вместе все вышеперечисленные факторы: необходимость модельного разнообразия, упор на популярную кроссоверную тему, гарантированная техническая надежность и приоритетная молодежная клиентура. Переводя: оперативно нужна недорогая российская машина, отличная от седана с упором на хоть какую-то вседорожность, но с иномарочным качеством и современным дизайном.
Сопоставив все факторы, было принято единственно возможное решение: максимально быстро сделать российскую альтернативу крайне популярному французскому псевдокроссоверу Renault Sandero Stepway, которая будет не хуже, но дешевле.
Lada Xray сразу получился эдаким "гадким утенком". Во-первых, не все однозначно приняли внешность, которая получилась полностью аутентичной, но не очень гармоничной. Но это не главное. На французский Sandero Stepway Стив Маттин навешал оригинальные кузовные панели, при этом львиная доля составляющих осталась иностранной.
Платформа, основа кузова, две из трех коробок передач, один из трех двигателей и просто неимоверное количество других деталей, которые по утечкам инсайдеров специально оставляли импортными и даже не рассматривали для локализации, чтобы не рисковать качеством.
Например, это коснулось трансмиссий: чтобы не пугать клиентов воем отечественной "механики", обе ручные коробки передач были только французскими. Беда еще в том, что "молодежному" Xray не досталось автомата - на топ-версии можно было заказать только немецко-российский "робот" AMT, не отличавшийся удобством и комфортом пользования. Агрегатная пара с японским вариатором Jatco появится сильно позже и уже не сильно повлияет на ситуацию.
В результате вышеперечисленного, на момент старта продаж стоимость отечественного Lada Xray оказалась ниже оригинального французского Renault Sandero Stepway на жалкие 63 000 рублей, при этом у последнего автомат в гамме версий был.
Официальная локализация российской модели находилась на уровне около 50-60%, в то время как Renault Logan к моменту старта продаж Xray имел уже не менее 60%, а Lada Largus - не менее 70%. То есть, иностранного в отечественном Xray было чуть ли не больше, чем во французском "Логане".
Итог семилетнего производства: Lada Xray - одна из самых плохо продаваемых моделей АвтоВАЗа, несмотря на относительно бодрый старт в 2016-2018 годах. Ситуацию не сильно спасали ни регулярные модернизации, ни появление спецверсий вроде исполнения Cross. Слухи о том, что Xray собираются снимать с конвейера появились уже летом 2020 года.
Чтобы ответить на вышестоящий вопрос, не нужно быть особым экспертом. О том, что Largus - невероятно удачный формат для российского автомобиля, было понятно сразу всем, включая руководство и инженерию АвтоВАЗа.
Главный лозунг среднестатистического российского автолюбителя - "на грош пятаков", то есть максимальное количество автомобиля за минимальные деньги. Эталонная машина в понимании отечественного автомобилиста должна уметь одновременно все: отлично ездить по любым колдобинам, вмещать 5-7 человек и 10 мешков картошки, не ломаться желательно вообще, а если и ломаться, то ремонтироваться за три копейки, а также главное - стоить максимум чуть дороже "Жигулей". Сопоставляя все вышеперечисленное, локализованный универсал Renault Logan MCV был изначально обречен на успех, так же кстати, как и Renault Duster, который помимо прочего еще и отлично ездил по бездорожью. Его российскую инкарнацию в виде новой "Нивы" ждут все, несмотря на санкции.
Невероятный потенциал "Ларгуса" раскрывала также и коммерческая версия в виде фургончика, которая одновременно заменяла все околозаводские поделки на базе вазовских моделей.
Оставалась сделать только одно - максимально выбросить из машины все иностранное, ибо удивить и смутить типичного потребителя продукции АвтоВАЗа воющими подшипниками, постукивающими сайлентблоками и подтекающими прокладками по определению невозможно, благо, что в "Ларгусе" все эти особенности все-таки постарались свести к минимуму.
К 2019 году, несмотря на одну и ту же платформу B0, но совершенно разную аудиторию, продажи Largus вдвое превосходили продажи Xray. Ультрафункциональный универсал крепко удерживал третью строчку продаж, в то время как нишевый имиджевый хетчбэк Xray, на полноценную локализацию (а значит и снижение цен) которого давно закрыли глаза, каждый код терял популярность.
В целом судьба Xray - типичный (причем не самый худший) пример нишевой модели, проработку позиционирования которой оставили до лучших и так и не наступивших времен. Если бы формат машины был создан в нулевые годы, возможно, что хетчбэк ждала бы другая судьба. А в данный момент России нужен максимально независимый от внешних факторов и швец, и жнец, и на дуде игрец. "Ларгус" под это описание подходит, Xray - увы, нет.