Произведения абсолютных русских гениев - Чайковского и Рахманинова соседствовали с опусом англичанина Бенджамина Эллина, нашего современника, амбициозно посвятившего свою Первую симфонию памяти именно Евгения Светланова. Оркестром и солистами в этот вечер руководил Дмитрий Юровский - представитель значимой для российской культуры дирижерской династии.
В начале в качестве камертона вечера прозвучала увертюра-фантазия Чайковского "Ромео и Джульетта", написанная по мотивам одноименной трагедии Шекспира. В исполнении Госоркестра доминировала не эмоциональность, а философичность, переходящая в фатализм через тембровую насыщенность, яркие динамические переходы и бездну мрачных, а не светлых нюансов.
На этом фоне сочинение Эллина оставило особенно прикладное впечатление. Да и, похоже, сам автор, в 2007 году ставший обладателем II премии и Приза зрительских симпатий I Международного конкурса дирижеров имени Евгения Светланова в Люксембурге, не слишком доверяет силе собственной музыки. Он предпослал своему творению пространное рассуждение: "Композиция вобрала в себя энергию и дух выдающихся личностей прошлого... Музыка симфонии выражает благоговение перед миром природы, в частности перед морем, любовь к которому я разделяю с Евгением Федоровичем. В этом произведении бушует невероятная страсть и горит огонь человеческого духа, который продолжает прокладывать себе путь", - утверждает автор и подчеркивает, что это сочинение знаменует окончание первой, двадцатилетней главы его собственной карьеры.
Отзвуков трудов выдающихся композиторов в этой партитуре и правда прекрасное множество: Равель, Бриттен, Малер, Шостакович и не только. Программной кульминацией симфонии становится ее третья часть, где звучит знаменитое стихотворение Лермонтова "Парус". И с первых нот очевидно, что композитор работал не с литературным первоисточником, а с переводом. Когда звучит русский текст, расхождения смысловые и чувственные быстро становятся критическими. Но все же Дмитрию Юровскому и солисту - знаменитому баритону Сергею Лейферкусу, благодаря их харизматичному посылу в исполнении, удается уберечь от музыкантского крушения дебютную 35-минутную симфонию англичанина... И, конечно, в любом случае понятно желание оркестра включить в этот концерт нечто современное, поскольку, как известно, Евгений Федорович не был чужд композиторского творчества.
Подлинным же апофеозом вечера стала симфоническая поэма Рахманинова "Колокола", вербальной основой которых стало символистское стихотворение Эдгара По "Колокольчики и колокола", использованное композитором в русском переводе Константина Бальмонта. В этот момент к Госоркестру и Дмитрию Юровскому присоединились Академический Большой хор "Мастера хорового пения" (художественный руководитель - Лев Конторович), а также солисты роскошная сопрано Альбина Шагимуратова, обладатель яркого тенора Михаил Агафонов и уже упомянутый Сергей Лейферкус, которому волей композитора досталась финальная часть поэмы "Похоронный слышен звон". Она прозвучала мощной и очень красивой эпитафией человеческой жизни. И стала финальным аккордом концерта, только начавшего сезон, где будут, как и в этот вечер, то и дело сходиться классика и современность.