Ожидается, что продажа активов завершится до конца 2022 года, если ее одобрят наблюдательные советы Traton и Volkswagen, а также российские регуляторы.
Возможные дополнительные убытки от продажи компаний в России Traton оценивает в размере до 550 млн евро. Отмечается, что они будут зависеть от изменения курса рубля по отношению к европейской валюте. Компания считает, что это не повлияет на годовой прогноз скорректированной операционной прибыли и чистого денежного потока на 2022 год.
В этом году продажи обеих компаний в РФ сильно просели. Как рассказали "РГ" в агентстве "Автостат", по итогам 8 месяцев 2022 года объем рынка Scania составил 1124 штук, что на 78% ниже, чем годом ранее. В марочном рейтинге грузовых автомобилей она опустилась на 11-е место, хотя год назад была на третьем. Примерно такое же снижение продаж у MAN: компания продала 730 штук грузовиков - это ниже на 77%. С пятого места, которое она занимала год назад, компания опустилась на 15-е.
Доля Scania на рынке грузовых автомобилей составила 2,2%. А год назад за такой же период было 8,1%. У MAN доля рынка в январе - августе 2022 года - 1,4%, год назад за этот же период было 5%.
Общая доля Scania и MAN на российском рынке новых среднетоннажных и крупнотоннажных грузовых автомобилей в прошлом году составляла 12%. В отдельном заявлении Scania отмечается, что Россия - это около 6% мировых продаж. Компания оценивает свои активы здесь в 11 млрд шведских крон. Scania Group 13 сентября зарезервировала 5 млрд шведских крон как вероятные потери от ухода из РФ. Производитель MAN пока не комментировал сообщение Traton. Обе компании приостановили поставки еще в марте. В целом по рынку в 2021 году в России было реализовано не менее 100 тысяч единиц техники. Лидером оставался отечественный КАМАЗ с долей 36%.
"Учитывая, что активы Scania и MAN будут проданы российским партнерам, дефицит коммерческой техники в России не сильно обострится", - предполагает независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. Помимо этого, в санкционный список попали не все модели грузовиков производства Scania и MAN. Например, поставки некоторых самосвалов могут продолжаться без ограничений, однако конкретные модели пока не афишируются.
Спрос на новую технику на российском рынке грузового транспорта по сравнению с прошлым годом почти не изменился: общие потери около 3-5%, но уход европейских марок повлиял на смену лидеров. Например, среди магистральных тягачей в первую шестерку всегда входили Volvo, Scania и Mercedes. Сейчас уход с рынка европейских марок сыграл на руку всем остальным участникам, прежде всего - китайским производителям, рассказывает заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов.
КАМАЗ, на который традиционно приходится около трети рынка, за семь месяцев довел показатель почти до 40%. Сделать более значительный рывок нашим производителям было вряд ли по силам из-за санкционного давления - у того же КАМАЗа в производстве техники поколения К4-К5 используется много импортных комплектующих, говорит Завьялов.