20.09.2022 15:49
Экономика

Реклама под защитой

Российская газета - Федеральный выпуск: №211 (8859)
Поправки в закон "О рекламе", предполагающие создание в России единого оператора цифровой наружной рекламы и классифайдов, были приняты в первом чтении в середине июля 2022 г. Участники рынка надеются, что ко второму чтению, запланированному на октябрь, в законопроект внесут поправки, которые устроят и операторов наружной рекламы, и все причастные организации.
Читать на сайте RG.RU

Игроки рынка наружной рекламы опасаются монополизации рынка, потерь региональных и муниципальных бюджетов, негативного влияния на малый и средний бизнес, ограничения конкуренции и даже банкротства. Вместе с тем сторонники принятия инициативы утверждают, что цифровую наружку необходимо сделать более прозрачной и технологичной. Операторы должны играть по одним правилам и иметь равные условия для ведения бизнеса. Необходимость перемен назрела давно: на многочисленные нарушения уже нельзя закрывать глаза.

Артем Кирьянов рассказывает, что на рынке наружной рекламы сложилась неконкурентная среда: "Если посмотреть финансовые показатели всех участников рынка наружной рекламы, то можно заметить огромную разницу между налоговой нагрузкой федеральных и локальных операторов, из за чего прежде всего страдают региональные и местные бюджеты. ТОП-5 операторов платят порядка 75% отчислений в бюджеты всех уровней. При этом самый крупный оператор наружной рекламы один платит порядка 50% всех отчислений отрасли".

Свою поддержку законопроекту выразили 39 регионов РФ. Лишь 28 субъектов выступили против инициативы, 17 воздержались и один регион не сформулировал свою позицию. Таков результат запроса комитета по экономической политике Совета Федерации. В этом разбросе мнений нет ничего удивительного.

В регионах, не поддерживающих законопроект, ситуация с наружкой как правило неоднозначная. В целом ряде городов наружная реклама размещена без договоров на установку и эксплуатацию, а местные власти не проводят торги. Даже там, где торги организованы, есть вопросы к прозрачности конкурентных процедур. В СМИ широко обсуждаются ситуации, когда на конкурсах отдается предпочтение компаниям, предлагающим значительно меньше денежных средств, чем мог бы получить городской бюджет.

В сентябре Госдума рассмотрит законопроект о едином операторе наружной цифровой рекламы во втором чтении

Автор законопроекта Артем Кирьянов напоминает, что операторы наружной рекламы объединились в Союз для защиты интересов отрасли. "Если изучить только подписи на резолюции, которую Союз направил в Госдуму и регионы, то можно найти массу нарушений. 150 из 464 подписей недействительны по тем или иным основаниям. Некоторые организации расписались дважды; есть подписи уже несуществующих компаний и организаций, не связанных с рекламой; большое количество подписей от юридических лиц и ИП, которые связаны между собой. О какой добросовестной работе может идти речь, если они не могут даже честно подписать документ?", - спрашивает депутат.

"Интересная ситуация сложилась и вокруг Национальной ассоциации визуальных коммуникаций (НАВК). Чуть более месяца назад часть ее членов, не соблюдая устав организации, попыталась поменять президента. От лица НАВК самозванцы отправили во все парламентские фракции и лично председателю Госдумы Вячеславу Володину поправки к законопроекту о едином операторе. При этом Минюст не признал смену президента ассоциации легитимной", - добавил Артем Кирьянов.

Эксперты отмечают, что в результате действий недобросовестных операторов регионы в масштабах всей страны недополучают в казну до 10% средств только от неуплаты арендных платежей. Создание единого оператора должно нивелировать ситуацию с незаконной установкой рекламных конструкций, сделать рынок прозрачнее. За счет установки конструкций единого оператора местные бюджеты смогут получать дополнительные доходы.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что он разработан в целях защиты от последствий ограничительных мер со стороны недружественных стран, предотвращения распространения недостоверной информации и утраты государством оперативного контроля за размещением информации, в том числе в результате кибератак или хулиганских действий. Атаки уже производились на крупные российские СМИ, тогда были попытки транслировать информацию против спецоперации на Украине.

Создание единого оператора должно нивелировать ситуацию с незаконной установкой рекламных конструкций, сделать рынок прозрачнее

Законотворцы предлагают действовать на упреждение, чтобы предотвратить информационные диверсии по распространению информации, противоречащей основам государственной политики и интересам национальной безопасности РФ. Подобные истории уже были ранее на платформах Meta (Facebook, Instagram - признаны экстремистскими и запрещены в РФ) и продолжаются в YouTube и иных иностранных сервисах. Кроме того, платформа единого оператора поможет оперативно оповещать граждан о чрезвычайных ситуациях и будет полезна МЧС, МВД и другим ведомствам.

Относительно создания монополиста - согласно разъяснениям ФАС России по рынку рекламных услуг и рынку средств массовой информации от 20.02.2018 года №АК/11383/18, указывающем что ФАС не выделяет оказание рекламных услуг в сфере телевидения, радио, прессы, наружной рекламы, информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отдельные товарные рынки.

Идея создания единой платформы, через которую можно будет запускать масштабные социальные компании, не вызывает вопросов, однако звучат предложения обязать единого оператора отдавать 10% "эфирного" времени под трансляцию социального и общественно значимого контента.

Председатель комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов считает, что законопроект должен быть серьезно доработан. "Мы видим необходимость в защите интересов локальных операторов наружной рекламы с гарантией конкурентных условий. Важно предотвратить возникновение условий, следствием которых станет уход из бизнеса или банкротство. Вместе с тем должен быть исключен рынок нелегальной рекламы. Отрасли необходимо более жесткое государственное регулирование. А именно создание единого оператора цифровой рекламы, деятельность которого позволит обеспечить бесплатное использование софта оператора. Единый оператор должен будет учитывать интересы регионов, а также осуществлять размещение социальной рекламы, информировать жителей о социальных мероприятиях, обеспечивать прозрачность и доступность, способствовать развитию туризма, повышению качества IT-продуктов и привлечению налогов в местные бюджеты", - отметил Сергей Гаврилов.

Что изменится с первого сентября в размещении интернет-рекламы
Внутренняя политика Отрасли