21.09.2022 12:55
В мире

Как идет строительство метро в Минске и Москве

Текст:  Владимир Яковлев (sob@sb.by) Александр Мелешенко (alehaxdrid@mail.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №35 (1047)
Минчане и москвичи уже не представляют свою жизнь без метро. Оно продолжает активно строиться. Что нового "под землей", разузнали наши корреспонденты.
Читать на сайте RG.RU
Как в Минске
/ БЕЛТА

Станция "Смоленская" появится на восточной оконечности первой и самой протяженной линии Минского метро. Которая, к слову, называется Московской, как и одноименная станция.

Есть на Московской ветке станции "Площадь Ленина", "Площадь Победы", "Парк Челюскинцев", ряд других, чьи названия близки и понятны и белорусам, и россиянам. Эта традиция с названиями станций возникла с самого начала строительства, когда Минский метрополитен помогали проектировать и сооружать коллеги из России.

"Главный дежурный" минского метро Метрович внимательно следит за порядком и безопасностью столичной подземки.

Минское метро приняло пассажиров в 1984 году. Первая на тот момент и единственная линия, которая пролегала под центральным проспектом, составляла всего восемь километров. В 1990-м открылись первые станции Автозаводской линии, в 2020-м - Зеленолужской.

Собянин: Метро придет в аэропорт "Внуково"

За четыре десятилетия у проектировщиков и метростроителей сложился свой фирменный стиль. Они стали мастерами неглубокой, не более 10-25 метров, проходки тоннелей, поскольку ниже начинаются грунтовые воды. Практически каждая станция имеет свой архитектурно-художественный облик. При этом бережно сохраняется исторически сложившаяся топонимика мест, под которыми пролегают стальные пути. Так, "Малиновка" напоминает о некогда стоявшей тут деревне, что нашло отражение в оформлении станции. Ну а на "Грушевке", понятное дело, не обошлось без груш, пусть и бутафорских…

Эти традиции продолжатся и при сооружении трех новых станций третьей ветки подземки. Здесь сегодня сосредоточены главные усилия минских метростроевцев.

- Главная задача - расширение станций метро, - сказал председатель Минского горисполкома Владимир Кухарев. - Планируем в течение двух лет завершить строительство трех станций первой очереди третьей линии. И в этом году приступить к сооружению второй очереди.

На важном для города объекте ежедневно задействовано более 800 специалистов. На "Аэродромной" завершены основные монолитные работы, идет отделка. На станции "Слуцкий гостинец" готовность монтажа конструкций составляет 20 процентов. Она будет конечной и самой крупной на этом участке. На станции "Неморшанский сад" завершается установка перекрытий, продолжаются внутренняя отделка и подготовка к размещению оборудования. Работа идет без выходных в две смены. Активно возводится электродепо "Слуцкое", где будут обслуживаться поезда третьей линии метро. Объект включает в себя около 15 различных зданий и сооружений.

Строительство метро в Минске и Москве идет семимильными шагами. И у каждой команды свой фирменный стиль работы

Протяженность Зеленолужской линии превысит 17 километров, в ней 14 станций. Ветка соединит южный и северный секторы Минска с центральной частью города. Также предусмотрено возведение крупнейшего в столице транспортно-пересадочного узла в границах Южной привокзальной площади. И тогда пассажиры с первой и третьей линий метрополитена смогут по пешеходным связям выйти на железнодорожную станцию Минск-Пассажирский, а когда рядом появится железнодорожная станция пригородных поездов юго-западного направления, то и туда.

Как заверил мэр столицы, проектируется и четвертая линия. Она будет дублировать второе автотранспортное кольцо Минска, в ее состав войдут 17 станций. Это позволит окончательно разгрузить пересадочный узел между первой и второй линиями, расположенный в центре города. Получит продолжение на восток и запад первая линия (именно тогда появится и станция "Смоленская"), продлится и вторая ветка. Минская подземка в перспективе будет состоять из 64 станций, ее общая протяженность достигнет около 88 километров.

- Пока присматриваемся к вариантам, изучаем, - пояснил директор проектной организации "Минскметропроект" Михаил Рудько. - Возможно, в Минске и будет метро на эстакадах, но точно не в ближайшие пять лет.

Вопрос еще и в том, как Минск со своей классической в целом архитектурой воспримет современные тенденции. Пока же успешно осовремениваются станции метро прежних лет постройки. Так, на "Востоке" по-новому подсветили так называемые иллюминаторы под потолком, преобразилось освещение и на "Институте культуры". Станции стали уютнее и привлекательнее для пассажиров.

Как в Москве
/ БЕЛТА

Москвичей в последние годы стало трудно удивить открытием новых станций метро. К примеру, в прошлом году в Москве запустили сразу 12 станций подземки, растянувшихся в общей сложности на 25 километров.

Все они появились на Большой кольцевой линии - сейчас это главный проект развития московской подземки. Дело в том, что метро в российской столице имеет радиально-кольцевую систему - много прямых радиальных веток расходятся по окраинам города и пересекаются в центре. Главная же связующая нить между ними - это Кольцевая ветка, полностью введенная в строй еще в 1954 году. Это была первая и пока единственная кольцевая линия во всех метрополитенах бывшего СССР.

Правда, в последние годы такое устройство московской подземки начало все сильнее проявлять свои недостатки - пассажиропоток рос, город разрастался, а пересадки были по-прежнему сосредоточены в центре города. Людям приходилось делать огромные перепробеги - чтобы попасть в соседний район, надо ехать на метро в центр, там пересаживаться и мчать, по сути, в обратном направлении, но по другой ветке.

В чем особенности нового проекта красноярского метро

Большая кольцевая линия призвана решить эту проблему. Она копирует уже существующее "кольцо", но проходит дальше от центра и ближе к окраинам, за счет чего позволяет сократить перепробеги. Кроме того, станции новой ветки зачастую открываются там, где подземки в пешей доступности еще не было. Например, станция "Давыдково" открылась в конце прошлого года. Она окружена многоэтажками, жителям которых раньше приходилось идти полчаса или ехать на автобусе до станции "Кунцевская" либо пользоваться автомобилем. Теперь же у них под боком новая станция, которая позволяет быстро добраться практически в любую точку города. Принцип БКЛ заключается в том, что эта ветка имеет пересадки с большинством других линий метро и железных дорог. Так что с нее всегда можно быстро и комфортно пересесть на другой транспорт.

Сейчас в метро Москвы работают 22 станции БКЛ - это почти 44 километра пути. После завершения строительства линия растянется на 70 километров и будет претендовать на то, чтобы превратиться в самое длинное метрокольцо в мире. Завершить все основные строительные работы на БКЛ планируется уже в этом году, а в первом полугодии следующего по замкнутому кольцу начнется и пассажирское движение. Ввести на этой линии остается девять станций. Впрочем, строится в Москве не только БКЛ. Метростроители работают над прокладкой и других радиусов, а также над продлением существующих линий. Идут работы на Троицкой, Рублево-Архангельской, Сокольнической, Люблинско-Дмитровской и Солнцевской линиях. По словам заммэра Москвы по строительству Андрея Бочкарева, в городе планируется построить 27 станций метро до конца 2024 года.

В Москве активно развивают и наземные железные дороги. Строят Московские скоростные диаметры - это линии пригородных железных дорог, которые превращают в наземное метро. Электрички по ним ходят с интервалами в 5-10 минут, не упираются в крупные вокзалы, а проезжают всю Москву насквозь.

В тему

Всем знакома станция "Белорусская". Их даже две - на Замоскворецкой и Кольцевой линиях подземки. Первую открыли в 1938 году, вторая заработала в 1952 году. Однако даже не все москвичи знают, что теперь в Москве есть и станция "Минская". Ее запустили в 2017 году - название она получила по расположенной рядом одноименной улице.

Беларусь