21.09.2022 05:00
Digital

Искусственный интеллект будет помогать врачам в диагностике заболеваний

Текст:  Михаил Калмацкий
Российская газета - Спецвыпуск: Цифровая экономика №211 (8859)
Сфера здравоохранения стала лидером в России по внедрению искусственного интеллекта после начала пандемии, сообщил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко. По его словам, 16 процентов организаций уже используют ИИ, а 34 процента планируют внедрить его в ближайшее время.
Читать на сайте RG.RU
Алгоритмы ИИ находят признаки заболеваний, чтобы поставить предварительный диагноз. / РИА Новости

Одно из важнейших направлений использования искусственного интеллекта в медицине - диагностика. Недавно в Москве начали тестировать возможности ИИ по выявлению онкозаболеваний. Врачи создают цифровые копии биоматериалов и единую базу гистологических изображений. На ее основе начнут тестировать и обучать технологии ИИ.

В пилотном проекте принимают участие цифровые сервисы трех российских разработчиков. После того как апробация будет завершена, лучший из них будет внедрен во все московские онкологические больницы, рассказала заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

В столице с 2020 года работает система поддержки принятия врачебных решений, которая обеспечивает постановку предварительных диагнозов с помощью ИИ. Умные алгоритмы помогают находить признаки заболеваний по девяти направлениям лучевых исследований.

Один из примеров использования ИИ в медицине - модули "AI-Диагностика". Они обрабатывают рентген-снимки и КТ исследования грудной клетки, маммограммы, снимки глазного дна, ортопантомограммы, КТ и МРТ головы, выявляя признаки патологий и формируя протокол исследования, рассказала "РГ" генеральный директор компании-разработчика "Платформа "Третье Мнение" Анна Мещерякова.

"Они помогают снизить нагрузку на отделения лабораторной и лучевой диагностики, экономят время врачей на подготовку описаний, математически точно определяют наличие признаков патологий, например, процент поражения легких при COVID-19 на КТ органов грудной клетки, - пояснила она. - Особенную ценность модули представляют при ургентных состояниях, помогая быстро обнаружить признаки инсульта, когда на счету каждая минута".

Более 40% всех лучевых исследований москвичей обрабатываются с использованием искусственного интеллекта

Другое направление - цифровые ассистенты и помощники врача и медсестры. Например, сервис "AI-Мониторинг" анализирует видеопоток из медучреждений, формирует текстовые сообщения и направляет их на пульт и смартфоны медсестер. Он применяется для профилактики падений пациентов, оповещений о наступлении десятков других событий.

К современным трендам цифровизации здравоохранения можно также отнести телемедицину и использование голосовых роботов, которые оптимизируют работу службы 122 и медучреждений, рассказал "РГ" генеральный директор группы компаний ЦРТ Дмитрий Дырмовский.

Он привел в пример сервис Voice2Med, который преобразует речь врача в текст и позволяет заполнять медицинские протоколы голосом. "Ключевой эффект - экономия времени врачей, делегирование рутинных операций искусственному интеллекту, освобождение времени для главного: общения с пациентом, более тщательного изучения результатов исследования", - поясняет специалист.

Первыми голосовой ввод внедрили врачи лучевой диагностики, а сегодня, благодаря разработке новых словарей, он доступен для врачей уже восьми специальностей.

Цифровые технологии способны решать задачи, которые считались исключительно человеческими

Также в здравоохранении растет спрос на внедрение интеллектуальных голосовых и текстовых ассистентов, рассказывает Дмитрий Дырмовский. По его словам, уже сегодня они готовы давать персонализированную информацию пациентам, разгрузить операторов контактных центров и сократить затраты медучреждений. Пример - робот-оператор в одном из медучреждений Екатеринбурга, который обзванивает пациентов, записанных на прием, напоминает о предстоящем визите, сообщает о подготовке к процедурам, запрашивает подтверждение. За первые три недели работы он помог четверти всех пациентов отменить прием или скорректировать дату, время визита, а на свободное место записать новых людей.

Несомненно, цифровые технологии будут и дальше помогать медицине. "Они уже способны решать задачи, которые считались исключительно человеческими, - отмечает Анна Мещерякова. - Словом, мы находимся в начале пути, который полностью изменит наши представления о медицине и ее возможностях".

Технологии от СберМедИИ помогают заботиться о здоровье жителей регионов
Москва Екатеринбург Технологии Здоровье Наука