22.09.2022 04:28
Экономика

Стоит ли спешить с переходом ко второму этапу распределения инвестквот

Текст:  Татьяна Дмитракова (ДФО)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №213 (8861)
Законопроект о переходе ко второму этапу распределения инвестквот на вылов водных биоресурсов (ВБР) по-прежнему остается предметом острых дискуссий. В конце августа спорный документ обсуждали в Госдуме, на заседании комитета по аграрной политике. На пленарной сессии Восточного экономического форума президент России Владимир Путин не обошел вниманием проблемы, возникшие в ходе первого этапа. 16 сентября совещание по поводу изменений в закон провели в Совете Федерации.
Краболов "Аян" - одно из немногих судов, построенных по программе инвестквот. / Виталий Аньков/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Напомним, законопроект "О внесении изменений в федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" правительство РФ внесло в Госдуму в июле. Намечается, в частности, выделить на инвестцели доли общих допустимых уловов (ОДУ) рыб в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, определенных видов крабов в ряде районов промысла, а также морских гребешков, трубачей, морских ежей, трепангов. При этом для компенсации потерь инвесторам первого этапа предполагается дополнительно наделить их 4% ОДУ.

Согласно пояснительной записке инвестквоты как механизм привлечения инвестиций в отрасль себя оправдывают (в 2014-2016 годах объем вложений в основной капитал был на уровне 10-12 миллиардов рублей в год, а в 2020-м - 63 миллиарда) и в будущем станут эффективным инструментом притока средств и обновления производственных фондов.

В органах власти, экспертном и отраслевом сообществах есть аргументы как "за", так и "против" новеллы. Их, в частности, высказали и участники совещания в Совете Федерации.

PRO

Иван Лебедев, статс-секретарь, замминистра сельского хозяйства РФ:

- По итогам первого этапа приток инвестиций в отрасль вырос на 50%. После проведения крабовых аукционов в бюджет поступило 145 миллиардов рублей, около 60 миллиардов составили инвестиции в строительство краболовов. За время первого этапа сбор налога по виду экономической деятельности "Рыболовство и рыбоводство" вырос более чем в два раза.

Принятие законопроекта позволит обеспечить дальнейшее поэтапное обновление производственных фондов. Речь идет о строительстве на Дальнем Востоке до 30 рыбопромысловых судов, восьми рыбоперерабатывающих объектов, а также до 30 иных объектов переработки и хранения ВБР. Кроме того, построят еще 35 краболовов. Причем участие в этом механизме будет носить заявительный характер, а предоставление ресурса - осуществляться только после ввода объекта в эксплуатацию.

Новые социально-экономические условия обостряют проблемы судостроения, но они в том числе подтверждают необходимость системных изменений в рыбохозяйственной отрасли.

Инна Рыкова, руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ:

- Мы видим, что отрицательные тенденции перекрываются ростом инвестиций либо они носят частный характер. Например, у победителей крабовых аукционов был очень высокий уровень заемных средств, что сегодня уже перекрыто ростом выручки. К тому же есть такой позитивный фактор, как увеличение оплаты труда и занятости.

Законопроект предлагаем в целом оценить положительно.

Хасан Лихов, заместитель руководителя Росрыболовства:

- В целях обновления производственных фондов, создания высокотехнологичных траулеров-процессоров (по сути, безотходных плавучих фабрик) и крупных береговых перерабатывающих заводов, которые станут центрами роста и притяжения инвестиций, считаем необходимым продолжение реализации механизма инвестквот. Для этого предлагаем выделить дополнительно 20% квот в ДФО, а 50% долей квот краба и 100 процентов моллюсков реализовать на аукционах с инвестиционными обязательствами. Это позволит построить до 75 современных судов.

По нашим расчетам, норма рентабельности при добыче моллюсков и иглокожих доходит до 80-85%, и пользователи, которые осуществляют данный вид промысла, обладают необходимыми финансами для участия в аукционе. И нет никаких ограничений для участия в торгах субъектов малого и среднего предпринимательства.

До 2035 года на отечественных верфях построят до 1500 судов

По позвоночным гидробионтам из 44 пользователей 34 - субъекты МСП, но, как правило, они входят в группы компаний, и говорить, что они в чистом виде предприятия малого и среднего бизнеса не совсем корректно.

В части строительства заводов предлагается дифференцировать их на три типа: крупные, средние и малой мощности, чтобы обеспечить равный доступ инвесторов с различными финансовыми возможностями.

Законопроект предусматривает введение нового объекта инвестиций - рыбоперерабатывающего комплекса из берегового завода и судов-свежевиков. Данная мера позволит обеспечить свежим сырьем перерабатывающие заводы. Кроме того, так будет решена проблема рыбных рантье.

Алексей Осинцев, президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота:

- После принятия законопроекта механизм распределения квот не изменится, то есть до того как будут построены суда и заводы, все пользователи, в том числе и осваивающие "исторические" квоты, могут вести их освоение в полном размере. Таким образом, законопроект долгосрочный, а переходный период может длиться до девяти лет.

Мы проанализировали распределение "исторических" квот на Дальнем Востоке. Только 7% распределены малым и средним предприятиям, но они аффилированы с крупным бизнесом, и дробление происходит для оптимизации налогов.

Зачастую существенно преувеличивается влияние законопроекта на малый бизнес. Мы сделали выгрузку из информационной системы СПАРК: в морском рыболовстве четырех ведущих регионов Дальнего Востока доля МСП немногим больше 10%, а в освоении минтая и сельди влияние малого бизнеса нивелировано.

В крабовым сегменте ситуация другая: здесь распределение квот происходит на следующий год после аукциона, но в этой сфере задействован крупный бизнес.

Инвестиционные аукционы - это конкурентный инструмент распределения ресурсов: победит тот, кто больше заплатит в бюджет и выполнит инвестобязательства. Прошу учитывать эту позицию и поддержать законопроект.

Кстати, процесс уменьшения ресурсной базы в отдельных регионах идет уже не первое десятилетие, и инвестиционный механизм к оттоку бизнеса из этих районов отношения не имеет.

CONTRA

Сергей Мамедов, аудитор Счетной палаты:

- Мы видим проблемы в ходе реализации этой программы, что обусловлено в том числе и недостаточно качественной ее подготовкой.

Например, планировалось, что к 1 января 2022 года будет построено 26 из 64 рыболовных судов и 24 перерабатывающих завода. Завершено строительство 21 завода, два - в стадии реализации. По судам реализовано девять проектов, из них передано заказчикам и введено в эксплуатацию только шесть. Построено три краболова из запланированного 41.

Таким образом, за пять лет реализации программы обновлено менее 1% отечественного рыбопромыслового флота, реализовано только 30 из 129 инвестиционных проектов первого этапа. Вместе с тем кредиторская задолженность рыбохозяйственных организаций увеличилась за период осуществления первого этапа программы инвестквот в три раза и составила на 1 января 2022 года 112,2 миллиарда рублей.

Дальнейший рост закредитованности может поставить под угрозу не только выполнение инвестпроектов, но и создаст предпосылки для роста цен на рыбу и рыбную продукцию на потребительском рынке. Все дополнительные затраты рыбохозяйственных организаций, связанные с участием в аукционах и инвестициями, будут отнесены на себестоимость. А платить будет конечный потребитель.

Анатолий Широков, член Совета Федерации от Магаданской области:

- Принятие законопроекта только на Дальнем Востоке лишит производственного ресурса 116 предприятий, среди которых 74 - субъекты МСП, а 17 - градообразующие, приведет к банкротству этих предприятий и, как следствие, ликвидации поселков и оттоку населения.

Губернаторы субъектов ДФО, руководители заксобраний и отраслевых органов исполнительной власти, представители организаций рыбацкого сообщества высказали категорическое несогласие с законопроектом, от принятия которого пострадают стратегически важные для национальной безопасности страны побережья Дальнего Востока и Арктики.

Найден механизм обновления рыбопромыслового флота

При этом рыбаки в целом не против изменений, но, по их мнению, такой переход может быть осуществлен после достижения целевых показателей первого этапа.

Герман Зверев, президент ВАРПЭ:

- Регулятор заявил, что второй этап инвестквот, как и первый, не влияет на финансовое положение предприятий. Но есть банки, которые внимательно следят за законодательством, и многие финансово-кредитные учреждения проинформировали рыбодобывающие предприятия, что будут пересматривать кредитные лимиты, поскольку нет уверенности в том, что после перераспределения квот они смогут обслуживать кредиты и получать новые займы. Существенное снижение кредитного рейтинга малых предприятий уже происходит.

Мы предлагаем альтернативный способ регулирования, включая кратное повышение природной ренты. При увеличении ставок сбора за пользование ВБР бюджет может получить за 11 лет 142 миллиарда рублей, в том числе Приморский край - 28 миллиардов, Камчатский - 13, Сахалинская область - 18 миллиардов.

Максим Козлов, депутат Сахалинской областной думы:

- Такие объекты, как морской еж, трепанг и гребешок, добывают 38 предприятий Сахалина. На них работают порядка 2500 человек. 100-процентное распределение указанных ресурсов на аукционах приведет к полному лишению возможности добывать их, сокращению рабочих мест и серьезным социально-экономическим последствиям. Ведь на аукционы выносится 25 тысяч тонн гидробионтов, которые будут делиться на пять лотов. Значит, и победителей будет не более пяти.

Рассматривать второй этап инвестквот можно лишь после детального анализа первого этапа и подготовки соответствующего заключения Счетной палаты.

Алексей Буглак, президент Ассоциации добытчиков минтая:

- Первый этап инвестиционных квот заявлялся как инструмент ухода от сырьевой модели и повышения добавленной стоимости продукции.

По сравнению с 2015 годом выпуск продукции глубокой переработки из минтая вырос в пять раз - до 211 тысяч тонн. 41% уловов уже сегодня перерабатывается в филе, фарш и сурими. 83% этого объема производит 41 судно, из которых нет ни одного парохода, построенного по инвестиционным квотам. Очевидно, что задача отхода от сырьевой модели может быть успешно решена и без изъятия и передела квот.

Борис Невзоров, сенатор от Камчатского края:

- И первый, и второй этап инвестиционных квот - это всего лишь передел собственности. Крупный бизнес забирает у мелкого то, что тот имеет.

Считаю преждевременным введение второго этапа. Считаю, что руководство регулятора ввело в заблуждение правительство страны, поспешив подготовить данный законопроект и внести его на обсуждение.

Рыбаки ДФО не согласны со спешным вводом второго этапа инвестквот
Ресурсы Дальний Восток ДФО