Ажиотаж вокруг дискуссии о легализации криптовалют в России утих после, принятия в 2020 году закона о цифровых финансовых активах.
По нему в России разрешался оборот неких цифровых финансовых активов (ЦФА) - по форме и по сути очень похожих на криптовалюты. Точно также созданные на блокчейне, удостоверяющие права на денежные средства, активы или их долю, ЦФА можно было купить или продать на специально-созданных площадках, созданных на территории, а значит по законам РФ. При этом переход прав должен был фиксировать зарегистрированный оператор.
Такие условия не стали привлекательными - легальный оборот криптовалют или ЦФА так и не был запущен, а нелегальный продолжался в том же режиме, как и до принятия законопроекта. Так, россияне регулярно входят в ТОП-5 наиболее активных пользователей криптобирж (Binance, Huobi, Bithumb, Bitfinex). По разным оценкам наши сограждане владеют от 5 до 18 млн криптокошельков.
При этом дискуссии о регулировании рынка криптовалют не были исчерпаны. Центральный банк как регулятор этого рынка всегда выступал против - свободный оборот частных валют, выпущенных человеком или компанией, могли дестабилизировать финансовый рынок, разогнать инфляцию.
В свою очередь Минфин предлагал ввести в законодательство ряд условий, которые бы способствовали более свободному обороту криптоактивов и в то же время снижали бы потенциальные риски.
В частности, предлагалось проводить все транзакции через банки, легализовать иностранные криптобиржи в России через открытие ими своих представительств, и, наконец, допускать к совершению операций с криптовалютами только тех, кто сдал соответствующий экзамен. Однако окончательные решения так и не были приняты.
В этом году внешние условия кардинально изменились: из-за санкций были заблокированы валютные резервы России, реальными стали риски блокировки средств при любых расчетах, с любыми странами в валютах недружественных стран. Это сильно затруднило трансграничную торговлю - необходимость проведения платежей при экспорте-импорте осталась, а возможности проведения платежей в национальных валютах ограничена. В этой связи Центробанк похоже смягчил свою позицию.
"Сейчас у нас на выходе в целом согласованный уже с Центральным банком законопроект в этой части… Он в целом описывает то, как криптовалюту приобрести, что с ней можно сделать и как можно или нельзя с ней рассчитываться в первую очередь при трансграничных расчетах", - сказал накануне замглавы Минфина Алексей Моисеев. А в пресс-службе ЦБ подтвердили: "Концептуально мы поддерживаем проработку вопроса использования криптовалют и цифровых активов в международных расчетах. Важно, что мы не планируем разрешать свободное обращение криптовалют внутри России".
Пока не раскрыты подробности, остается только гадать, каким образом ЦБ и Минфин намерены разрешить свои разногласия и урегулировать сложности обращения криптовалют.
"Широкое использование криптовалют в трансграничных расчетах оправдано, если есть выход в фиат (действующую, традиционную национальную валюту), а с этим есть сложности, - отмечает профессор МГИМО МИД России, директор Центра цифровой экономики МГИМО Элина Сидоренко. По ее словам, регулятору предстоит определить как следует учитывать криптовалюту - отражать ее на счетах, на балансе, с какими странами можно будет проводить такие сделки, как новый статус криптовалют будет коррелировать со статусом ЦФА, которые уже прописаны в законе. Непонятно также и кому будет разрешено проводить такие расчеты .
"Скорее всего речь может идти о расчетах между бизнесами или бизнесом и государством", - предположила Сидоренко. В Минфине раскрывать подробности законопроектов тоже не стали, ограничившись коротким: "Вопросы прорабатываются".
При этом очевидно, что решение разрешить трансграничные расчеты в криптовалютах - временное. Еще в прошлом году Центральный банк анонсировал создание цифрового рубля, который отличался бы от хорошо знакомого всем электронного безналичного рубля возможностью его учета и расчетов им офлайн.
"При этом с точки зрения трансграничных расчетов мы видим основной потенциал именно в интеграции платформ национальных цифровых валют. При разработке цифрового рубля мы предусматриваем возможность интероперабельности нашей системы с системами других стран при их готовности", - подтверждают приверженность этой идее и сейчас в Банке России. .
У цифрового рубля есть свои неоспоримые преимущества. "У цифрового рубля большие антисанкционные перспективы. Благодаря тому, что он будет работать на технологии распределенных реестров, он будет выведен из-под юрисдикции США. При этом, другие центральные банки также намерены создавать свои цифровые валюты, а значит обмен таких валют будет возможен", - отметила Сидоренко.
Другое дело, что вряд ли цифровой рубль будет введен в ближайшее время. Пока ЦБ анонсирует первый запуск его тестирования лишь на 2023 год.