Петербург чаще всего ассоциируется с культурой и архитектурой, но исторически он развивался как промышленный и научный центр. Сегодня промышленность приносит городу более 50 процентов налогов, на которые он живет. Не сдают позиций традиционные для Петербурга отрасли: судостроение (именно на петербургских верфях рождается атомный ледокольный флот), энергомашиностроение, радиоэлектроника, пищевая промышленность. В последние годы заметных успехов достигли автомобильный кластер и фармацевтическая промышленность. Но если будущее автопрома после ухода зарубежных компаний пока туманно, то перспективы "фармы" оцениваются очень высоко.
Именно с фармацевтическим производством связан первый офсетный контракт - долгосрочный договор поставки, который заключает город. Он предусматривает производство лекарств по полному циклу. Бизнес берется инвестировать в это, а город гарантирует ему стабильные закупки продукции. В Петербурге планируется выпускать более 30 лекарств, из которых 20 сегодня вообще не производятся в России.
"Фарма" - молодая отрасль для всей страны, отмечает генеральный директор научно-технологической фармацевтической фирмы Дмитрий Борисов. Комбинаты, построенные больше ста лет назад, пришли в упадок, все пришлось отстраивать заново. В нулевые фармпредприятия росли как грибы после дождя, и сегодня отрасль находится на очень высоком современном уровне как в России, так и в Петербурге.
- По некоторым технологическим параметрам наши заводы даже превосходят европейские. Там они работают по 80-100 лет, а у нас все новое. Но пандемия выявила проблему - нехватку субстанций. В 2020 году Китай - лидер по поставкам химического сырья для всего мира - прекратил его экспорт и стал работать только на внутренний спрос. После этого Россия, как и другие страны, взяла курс на сырьевую независимость. В Петербурге сейчас активно развиваются предприятия по производству активных фармацевтических субстанций, - подчеркнул Борисов.
Но заменить мировую "биг фарму", конечно, будет сложно. В Северной столице было локализовано производство многих транснациональных компаний. Одна их часть ушла из России, другая прекратила инвестиции, в том числе в клинические исследования. В этих условиях стране надо обеспечить собственное производство сотен наименований из двух главных списков: стратегически важных и жизненно важных и необходимых препаратов. Есть надежда, что в этом помогут офсетные договоры, рассчитанные на полную локализацию производства.
Город способен обеспечить такими заказами не только "фарму", но и другие отрасли - например транспортную. Петербургская промышленность очень диверсифицированная, отмечают эксперты. Она позволяет инвесторам найти не только рынки сбыта, но и партнеров, которые будут поставлять компоненты, ставшие недоступными из-за санкций.
Пришло время провести инвентаризацию промышленных предприятий на предмет того, что они могут дать городскому хозяйству, считает президент НИУ "Высшая школа экономики" в Санкт-Петербурге Александр Ходачек.
- Это могут быть приборы учета, контрольно-измерительная техника, малая механизация и так далее. Сегодня мы даже не знаем, какие резервы есть у предприятий. А если реализуем такую программу, то многие регионы будут делать заказы в Петербурге. Это даст стимул импортозамещению, к которому многие отрасли оказались не готовы. Сейчас потребителям предлагают машины проекта 1976 года! Да, они ездят, но многих современных вещей в них нет. Надо воспользоваться уникальной возможностью сохранить промышленные предприятия и увеличить объем заказов для них. Петербург всегда был кузницей новых образцов продукции, которая становилась серийной и передавалась в другие регионы, - напомнил Александр Ходачек.
Новые разработки невозможны без науки. И научная база в Петербурге - другим на зависть. Но долгое время она была заточена на решение масштабных задач топового уровня. А в результате отвыкла от создания самых простых вещей, которые так понадобились в условиях санкций.
- Еще недавно транснациональные компании спрашивали: а зачем нам для проведения исследований петербургские вузы, если мы можем обратиться в лучшие американские? От нас требовали соответствия мировой науке. В итоге образовался разрыв между теми, кто обеспечивает массовую подготовку студентов, и теми, кто занимается топовыми задачами. Но сегодня возникла необходимость не только в изделиях мирового уровня, но и в самой обычной линейке высокотехнологичной продукции, - поясняет первый проректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Виталий Сергеев.
Например, нужны газовые турбины. В советское время на одном из заводов города этим занималось специальное конструкторское бюро. Но пришла немецкая компания, КБ вошло в ее дочернюю структуру, а потом его и вовсе упразднили. Сейчас зарубежный производитель ушел с рынка, и турбины снова надо делать самим.
Для успешного импортозамещения важны передовые инженерные школы. Сегодня многое решают цифровые технологии, которые ускоряют и удешевляют создание новых изделий. Они появились на многих производствах, но еще не везде охватили весь технологический процесс, подчеркивает Виталий Сергеев. Исправить ситуацию могут молодые инженеры. И хотя о взрывном росте популярности технических специальностей говорить пока рано, преподавателей радует тот факт, что на них идут мотивированные абитуриенты, которые действительно хотят разрабатывать новые технологии.