Документ фиксирует ряд поправок к постановлению правительства N719. Они разработаны минпромторгом при участии минцифры и представителей отрасли. Вводится понятие "балльной системы" для вычислительной техники - в первую очередь серверов и систем хранения данных.
Для получения различных преференций, в том числе и на рынке госзаказа, одним из ключевых параметров является "отечественность" оборудования. Важны критерии, по которым оборудование признается или не признается отечественным. Это может быть наличие российского процессора в серверах и системах хранения данных, а также проведение на территории страны ряда технологических операций, например, монтажа компонентов на плату. За выполнение тех или иных требований начислят определенное количество баллов, причем пороговое значение с каждым годом должно повышаться.
Абсолютно принципиальным является статус отечественного при участии в госзакупках при действующем правиле "второй лишний". В этом случае заказчик обязан отклонить все заявки на участие в закупке, в которых предлагается импортная продукция, если подана хотя бы одна заявка с предложением поставить электронику российского производства.
Разработка критериев для балльной системы заняла почти два года. С отраслью обсуждались оптимальные форматы. Одним из требований отрасли была отмена обязательного использования российского процессора в технике для признания ее российской. Необходимость отхода от этого требования стала очевидной, после того, как российские компании оказались лишены возможности производить процессоры на мощностях тайваньской компании TSMC.
Принцип адвалорной доли, существующий сейчас, не отражает применение российских комплектующих в составе готовой продукции, а ее достижение может осуществляться за счет повышения цены готовой продукции и закупки производителем российских комплектующих по наиболее высоким ценам для занижения доли стоимости иностранных комплектующих, пояснил "РГ" собеседник, близкий к минпромторгу.
Потому сейчас по всем отраслям промышленности взят курс на перевод требований к локализации продукции на балльную систему оценки. Также постановлением вводится дифференциация вычислительной техники на радиоэлектронную продукцию первого или второго уровня, различающихся наличием или отсутствием в ее составе российского центрального процессора, сообщил он.
Отмечено, что градация на два уровня позволит поддерживать сегменты производства, в которых по тем или иным причинам не осуществлен переход на российские процессоры. В результате введения балльной системы у производителей электроники появится необходимая вариативность: если использовать отечественный процессор возможности нет, то необходимое число баллов можно будет набрать за счет выполнения других требований.
По словам Виталия Богданова, директора по развитию "Байкал Электроникс", балльная система ориентирована прежде всего на то, чтобы защитить интересы компаний, которые занимаются локализацией производства и разработки вычислительной техники в России. Она позволит им отстроиться и получить преимущество перед чистыми импортерами при закупках. И уже следующим шагом может стать регулирование вопроса, связанного с переходом на технику с отечественными процессорами.
Принятие изменений к постановлению Правительства N719 и введение в действие балльной системы - переломный момент в развитии сегмента вычислительной техники, демонстрирующий, что отрасль уже достигла определенных результатов, полагает глава АНО "Консорциум "Вычислительная техника" Светлана Легостаева.
"Теперь важно качественно отслеживать изменения в освоении всех существенных технологических операций, тем самым способствуя достоверной оценке и стимулированию непрерывного повышения уровня технологического суверенитета", - сообщила она.
Легостаева подчеркнула, что разработанный документ стал результатом эффективного взаимодействия профильных экспертов, объединенных в отраслевой консорциум, и органов государственной власти, а именно Минпромторга России, Минцифры России и Совета Федерации.
Однако остается не решенным целый ряд проблем, отмечает исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский. "Чтобы выделить продукцию на основе российских микропроцессоров, в примечаниях вводятся понятия первого и второго уровня. Однако на сегодня государственное регулирование не предусматривает никаких преференций для продукции на российских процессорах по сравнению со вторым уровнем. Таким образом, российские микропроцессоры остаются без поддержки на рынке государственных закупок", - сообщил Покровский.
Как отмечает эксперт, пока преференции для продукции первого уровня не разработаны и не утверждены, экономической мотивации разрабатывать и внедрять решения на российских микропроцессорах у участников рынка не будет. Первый и второй уровни для них будут одинаковыми, но продавать разработки на американских процессорах многократно проще, т.к. их внедрение не требует усилий.
Кроме того, по словам эксперта, возникнут трудности и с оборудованием для критической инфраструктуры. Продукция на зарубежных микропроцессорах будет формально такой же доверенной, как разработки на российских микропроцессорах, пояснил Покровский.