28.09.2022 22:35
Общество

Начальник экспедиции "Северный полюс-41" Кирилл Фильчук - об уникальной миссии, встрече с белым медведем и точных прогнозах

Текст:  Татьяна Тюменева ("Российская газета", борт судна "Северный полюс")
Российская газета - Федеральный выпуск: №219 (8867)
Каюта начальника экспедиции "Северный полюс-41" Кирилла Фильчука на борту уникального судна - ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс" - почти всегда открыта. Заходят члены экспедиции, команды. Он всем нужен. Решить проблемы, да и просто за советом. Мне он тоже нужен. За десять дней плавания накопились вопросы.
Ледостойкая платформа "Северный полюс" уже прошла два моря: Баренцево и Карское. Сейчас - в море Лаптевых. Оно крайнее по дороге к льдине. Вморозившись в нее, судно и будет дрейфовать вместе с "Северным полюсом-41". / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Кирилл, девять лет в Арктике не было дрейфующих станций. Это критично для науки? Сможем наверстать?

Кирилл Фильчук: Я бы назвал эти годы подготовкой к принципиально новому проекту дрейфующих станций. На судне, которое вмораживается в льдину и дрейфует вместе с ней.

Станцию "СП-40" экстренно эвакуировали в 2013 году из-за таяния и раскола льдины. Состояние ледяного покрова в Центральном Арктическом бассейне таково, что на безопасную работу на льдине длительное время рассчитывать нельзя. На "СП-41" исследователи будут жить на судне в комфортных каютах, есть уникальное оборудование. По оснащению судно не имеет аналогов.

На льдине в Арктике после разлуки встретятся отец и сын. Дневник экспедиции "Северный полюс-41" обозревателя "РГ"

Как пройдет вмораживание?

Кирилл Фильчук: Для нас лучший вариант - это швартовка. Судно фиксируется швартовами на ледяных кнехтах, и начинаем разворачивать лагерь.

А через небольшое время судно будет полностью окружено льдом. Вморозится. Для нас важно, чтобы льдина максимально долго не ломалась. Второй вариант - останавливаемся в районе молодых ледяных полей и ждем, когда вокруг нас образуется лед достаточной мощности. Третий вариант - другое судно проложит нам дорогу через мощные льды к месту постановки. Будем все решать по обстановке.

Долго дрейф продлится?

Кирилл Фильчук: Запас по топливу - два года. Но, учитывая состояние ледяного покрова, возможно, экспедиция продлится год и меньше. Этого никто точно не знает.

По примерным расчетам, через 6-8 месяцев будем двигаться к проливу Фрама, где начнется активное таяние. Это если льдина возьмет курс на запад. Если на восток - дрейф может быть более продолжительным.

И что дадут ваши исследования - здесь и сейчас? Или наука не терпит суеты?

Кирилл Фильчук: Данные о состоянии природной среды Центрального Арктического бассейна позволят сделать прогнозы гораздо точнее. Ученые смогут опираться на фактические данные.

Не гипотетически предполагать: в такой-то точке, на основании таких-то допущений должно происходить то-то. А знать точно!

Прогнозы же нужны Севморпути, компаниям, занимающимся добычей угля и газа, транспортным. Возьмем стратегическое планирование по строительству ледокольного флота. Если будет и далее потепление, и через несколько десятилетий Арктика освободится от льдов, то зачем тогда новые ледоколы? А если идем в похолодание - точно надо развивать ледокольный флот.

Главное правило полярника?

Кирилл Фильчук: Внутренняя дисциплина. Пока в экспедиции - расслабляться нельзя.

Запас по топливу на платформе "Северный полюс" - два года. Но время дрейфа будет зависеть от состояния ледяного покрова

Ваша первая большая экспедиция на полтора года была в Антарктиду, на станцию "Восток". Остальные - в Арктику. Какие самые стрессовые впечатления от Арктики?

Кирилл Фильчук: Когда находишься на льду, и он начинает у тебя под ногами расползаться. А судно, которое могло тебя забрать, ушло. И самолет улетел.

А в 2015 году я чуть не познакомился с белым медведем. Он стоял в 10 метрах от меня (а расстояние 50 метров -уже крайне опасная дистанция, с которой медведь атакует). Появился он неожиданно возле продуктового склада. Спасло, что медведь отвлекся на еду, и мы выиграли время. Запустили сигнальные снаряды, потом быстро сели на снегоходы и умчались.

Платформа "Северный полюс" вошла в третье море. Куда девает мусор и какую воду пьет экипаж. Дневник обозревателя "РГ"

Когда медведь самый опасный?

Кирилл Фильчук: Крайне опасные близкие встречи в медведем обычно случаются во время полярного дня, а не ночи. Потому что в ночи у тебя удваивается бдительность. А стало светло, пригрело солнышко, и ты расслабился. На "Северном полюсе" мы уже провели инструктаж с демонстрацией снимков - страшных результатов нападения медведя на человека.

Но я как-то видел белого медведя в зоопарке: грустное зрелище. Пройдет вперед три шага, головой покрутит. Потом три шага назад, снова головой крутит. И так бесконечно. Нет уж! Пусть лучше будет хозяином Арктики, ее частью.

Комментарий

Александр Макаров, директор Арктического и антарктического НИИ:

- Теперь у полярников есть платформа "Северный полюс", и мы можем изучать Арктику комплексно, непрерывно, как и требуется.

Все полученные данные в онлайн-режиме будут передавать на "большую землю". И уже в ближайшее время их начнут использовать для уточнения прогнозов ледовой обстановки для безопасной и эффективной навигации по Севморпути. Это чрезвычайно важно! От качества проводки судов зависит конечная стоимость грузоперевозки в арктических морях.

Россия запустила беспрецедентный по масштабам и научной значимости проект в Арктике. В начале октября 41-я дрейфующая полярная станция должна начать свою работу.

Глава Росприроднадзора Светлана Радионова рассказала о "Листвяжной", свалках в Арктике и экологии
Наука