Хозяева фестиваля - театр "У Моста" - представили свою легендарную "Красавицу из Линэна", грустную комедию. Сергей Федотов поставил эту пьесу еще в 2004 году, спектакль имеет немало наград, пережил много изменений. В конкурсе он не участвует, как и все другие их спектакли.
Постановка Новосибирского театра кукол - split-драма-фарс - "Королева красоты из Линейна" - это первый в мире спектакль по МакДонаху в кукольном формате. А белорусы играли "Королеву красоты из Линэна", психологическую драму на своем родном языке без перевода.
Детективный сюжет и черный юмор - фирменный стиль МакДонаха. Морин 40 лет, одинокая и несчастная она живет с 70-летней матерью, они все время скандалят… Грустно и смешно, страшно и печально.
В куклах и жанре split-драма-фарс
С нетерпением ждали на фестивале сибиряков-кукольников: первый случай, когда серьезную драматургию МакДонаха поставили в куклах. Недавняя премьера театра. Спектакль вырос из нашумевшей студенческой работы. У них и перевод пьесы свой, сделала его кандидат филологических наук Яна Глембоцкая, проректор Новосибирского театрального института.
На сцене планшетные куклы. Живая музыка: гитара, ударные. Видеоарт. С одной куклой одновременно работают два актера и даже четыре. Как нам разъясняют: "Спектакль решен с использованием приема "все играют всех или все играют одного". Такой прием позволяет символически отобразить глубину и содержательность внутреннего мира одного человека и подчеркнуть множественность шизоидного сознания героини. Отсюда и жанровое определение - split-драма. Это определение подчеркивает расщепленность сознания главной героини, через которую строится все повествование".
- Противостояние двух женщин в пьесе мы показываем как символ свойственного человеку эгоизма в отношениях с близкими, - поясняет режиссер Эльмира Куриленко. - Каждый хочет построить свое счастье. И мать хочет быть счастливой, и дочь хочет быть счастливой, и ее возлюбленный тоже... Это история о том, что в плену собственного эгоизма мы можем разрушить не только счастье родной души, но и, заигравшись, уничтожить собственную жизнь.
Во время пресс-завтрака директор театра Юрий Горлатых признался журналистам, что влюблен в этот спектакль. И отметил работу художника: "Саша Павлова предложила сделать кукол такими фактурными, из материалов, как она почувствовала, что это за люди: старуха - скрипучая доска, какой-то ящик, скворечник, Рэй - почтальон, бумажная пустышка, конверт, Пато - камень, валун…".
- А у Морин - акцент на маску, - добавляет актриса Елена Дубровская. - Она визуально красавица. У нас большая кукла, с человека ростом. Фигура у Морин красивая, а лицо искаженное, уродливое. Она перевоплощается. Маска сделана очень интересно, смотрится по-разному в поворотах: то улыбка, то полная трагедия…
На беларуской мове
Минский областной драматический театр привез спектакль "Королева красоты из Линэна".
- Я бывал на всех фестивалях МакДонаха в Перми, и мне очень хотелось привезти сюда наш театр. Значит, надо поставить этого автора, - решил Валерий Анисенко, режиссер, художественный руководитель театра, лауреат Государственных премий Беларуси. И поставил.
Театр молодой, ему 31 год, находится в Молодечно, в 73 км от столицы республики. Хотя в репертуаре спектакли как на белорусском, так и на русском языке, ирландскую историю играют на белорусском.
- Вам все будет понятно без перевода, это так талантливо! - уверяет режиссер. - Язык - это песня, надо слушать его. Мы с художником Андреем Жигуром сразу решили: будем ставить спектакль не про Ирландию, а про нас, белорусов. Про любовь. Вот почему у нас звучит мелодичная белорусская речь, белорусские песни, по радио - мой голос (у нас в республике это национальный голос, я 50 лет в эфире, до сих пор идут мои радиоспектакли). Девушка за прялкой… И в этом интонация нашего спектакля.
На пресс-завтраке актеры рассказали журналистам, что у спектакля сложная судьба. Премьера состоялась четыре года назад, но потом кто-то из артистов ушел из театра (а труппа небольшая), и он "лег на полку". Сейчас его восстановили. Это первый выезд на фестиваль и практически премьера.
Впереди показы спектаклей "Человек-подушка". Привезли их на фестиваль Государственный академический русский театр драмы им. М. Горького (Нур-Султан, Казахстан) и воронежский театр "Кот".