Правительство Севастополя разрешило предприятию "Севэлектроавтотранс" продлить на два года контракт на поставку пяти пассажирских катеров. Он был заключен 30 октября 2019 года с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) по программе некоммерческого лизинга общественного транспорта. Строительство катеров выполняет петербургское Центральное конструкторское бюро "Нептун". ГТЛК подписала с ним договор на изготовление пяти судов за 1,25 миллиарда рублей. Общая цена контракта, помимо стоимости самих катеров, включает НДС, страховку, уплату налогов и сборов, стоимость доставки в Севастополь и лизинговые платежи. Рассчитываться с ГТЛК Севастополь будет до 2026 года.
Согласно контракту, первое судно должны были передать городу до 30 июня 2021 года, а остальные - поэтапно до середины 2022 года, но этого не произошло.
- Продление сроков связано с отказом иностранных компаний от поставки оборудования заводу "Нептун" для строительства катеров, - пояснил директор департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя Павел Иено. - Судостроители пересмотрели перечень оборудования в пользу импортозамещения, что заняло много времени.
Ранее чиновник говорил, что подрядчику были насчитаны пени за нарушение сроков. Власти города даже подумывали о расторжении контракта. Однако спор разрешился, катера обещают достроить.
- Разрывать контракт не будем, катера нам нужны, - сообщил губернатор Севастополя Михаил Развожаев. - Подрядчик берет обязательства их все-таки поставить, но для этого нужно дополнительное время.
Все пять корпусов судов готовы, заверил Иено. На двух уже производится достройка, Севастополю их планируют передать к лету 2023 года. А еще три - позднее, по мере готовности.
Стоит отметить, что при закупке новых катеров власти города предусмотрели санкционные риски. По условиям контракта, если при постройке будет использовано импортное оборудование, то запчасти должны поставляться без санкционных ограничений. Но на практике это не сработало.
В Севастополе, где катера и паромы - такой же общественный транспорт, как автобусы и троллейбусы, давно ждут новых судов. На линиях работают 40-летние катера, которые исчерпали свой ресурс. Из 14 только пять-шесть выходят на маршруты, остальные стоят на долгом ремонте. Их используют в качестве "доноров", разбирая на запчасти. К частым поломкам прибавляется высокий расход топлива, трудности с освидетельствованием в российском морском регистре. Чтобы пройти его, катера должны быть в исправном состоянии.
При этом морской транспорт в Севастополе очень востребован. Он связывает южную и северную части города, разделенные бухтой. Объезд по автодороге - 30 километров, а поездка на катере занимает всего 10 минут. Число пассажиров на четырех линиях достигало семи миллионов человек в год.
В этом году количество морских маршрутов сократилось. Выведен из эксплуатации аварийный причал в Инкермане, перевозки по линии Город - Инкерман прекратились, жители пользуются автобусами. Основной поток пассажиров приходится на линии Город - Северная и Артбухта - Радиогорка, где в часы пик катера отправляются каждые 15 минут. Билеты на них, как и на наземный транспорт, стоят 26 рублей, а при оплате единой городской картой Севастополя - 20 рублей.
Для бесперебойной работы на четырех городских линиях нужно восемь-девять судов. А есть еще сезонные маршруты, например, от Артбухты до пляжа "Учкуевка". Даже пять новых катеров не восполнят потребность. Поэтому запланирован ремонт старых.
В конце августа в Севастополе был объявлен конкурс на ремонт пяти катеров проекта 1438 "Молодежный", "Григорий Овчинников", "Персей", "Норд", "Плутон" общей стоимостью 126 миллионов рублей. Предусмотрены доковые, корпусные и другие работы, которые позволят пройти очередное освидетельствование.
Катера проекта 1438, вмещающие 250 пассажиров, были введены в действие в 1974 году специально для севастопольской переправы. Серия строилась на Ильичевском судоремонтном заводе в 1980-1984 годах. В техзадании к новым судам предъявлены аналогичные требования, чтобы они могли работать в условиях сложного рельефа бухт, подходить не только к причалам, но и к пляжной линии, маневрировать.
Кстати, власти города планировали построить мост через Севастопольскую бухту, который бы раз и навсегда решил вопрос с переправой. Вантовое сооружение длиной почти километр оценивалось в 40 миллиардов рублей, а подходы к нему - еще в 30 миллиардов. Финансирования не нашлось, поэтому проект отложили в долгий ящик.
Что построят
По условиям контракта Севастополь получит новые пассажирские катера, вмещающие не менее 200 пассажиров, с экипажем из трех человек. Длина судна - 30 метров, скорость - не меньше 10 узлов. Указаны допустимая осадка и высота посадочных площадок, чтобы катера смогли подойти к пассажирским пирсам Севастополя и к берегу. Производитель должен предусмотреть посадку на катер с двух бортов, носа и кормы, возможность перевозки маломобильных пассажиров, а также высадки людей на необорудованный берег. У судна будет два винта, которые позволят маневрировать при причаливании. Рулевую рубку и салон оборудуют вентиляцией, обогревом и кондиционерами. Суда рассчитаны на работу в Севастопольской бухте и прибрежных районах полуострова и должны пройти регистрацию в российском морском регистре. Срок их службы - 25 лет.
Тем временем
Весной этого года автомобильный паром "Адмирал Истомин" вернулся на линию в Севастопольской бухте после капитального ремонта, который обошелся в 32 миллиона рублей. А недавно был объявлен конкурс на ремонт парома "Адмирал Лазарев" за 45 миллионов рублей. На днях судно поставили в док.
Севастополь купил эти паромы в 2016 году у коммерческого перевозчика, который отказался дальше обслуживать переправу через Севастопольскую бухту из-за низкого тарифа. За два судна, произведенных в Норвегии в начале 1980-х, из бюджета города выплатили 59 миллионов рублей. Но покупка оказалась не в радость: сильно изношенные суда часто выходят из строя, а найти для них запчасти очень сложно. Руководство Севморпорта объясняло, что приходится искать импортные комплектующие, которые нельзя купить напрямую из-за санкций, а российских аналогов нет.