14.10.2022 16:31
Общество

"Не сразу понял, насколько это важное дело". Дмитрий Лиханов рассказал "РГ" о работе фонда, созданного его отцом

Текст:  Татьяна Владыкина
В пятницу в столице открылся художественно-публицистический фестиваль "Волонтеры детства- гордость России", посвященный 35-летию первого благотворительного детского фонда страны. Гости фестиваля, приехавшие из разных регионов нашей страны и стран ближнего зарубежья, обсудили современные проблемы детства и пути их решения. "РГ" расспросила Дмитрия Лиханова, председателя Российского детского фонда о том, чем и как сегодня можно помочь детям.
/ Сергей Бобылев/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Дмитрий, фонд, созданный вашим отцом Альбертом Лихановым, был одним из первых, кто помогал Донбассу, какая помощь там востребована сейчас?

Дмитрий Лиханов: Мы начали помогать еще до того, как была объявлена спецоперация. Как только пошли первые беженцы, отправили бригаду психфака МГУ, они работали с детьми, которых собрали за сутки и вывезли в России. На сегодня в Мариуполь мы отправили больше 250 тонн гуманитарной помощи. Это и медикаменты, и продукты, и вещи, и школьные принадлежности, и лекарства. Теперь наша точка сдвигается, мы будем действовать уже ближе к Донецку. А в конце октября мы привезем в подмосковный санаторий на отдых и лечение 60 детей-сирот из Донбасса.

Что происходит с помощью, которую присылают фонды? Люди приходят и разбирают все, что им необходимо?

Дмитрий Лиханов: Увы, мы видели всякое, и как первая помощь была чуть ли не разграблена. Но мы в ответе за то, что привезли. Помощь должны получить те, кто в ней реально нуждается. Второй конвой уже позаботился, чтобы привезенные нами вещи, медикаменты попали конкретным людям, конкретным семьям. У нас были пункты складирования, где наши люди следили за этим. Сейчас этот принцип - помощь должна быть передана из рук в руки - мы соблюдаем очень строго.

Что вас больше всего потрясло за эти поездки?

"РГ" публикует изменения в закон о благотворительной деятельности и волонтерстве

Дмитрий Лиханов: В сентябре фонд привез в Мариуполь помощь школьникам. Ребятам должны были раздать школьные ранцы, тетрадки, книги, канцелярию. И вот за час до того, как это все должно произойти, выясняется, что школа, где они собирались вручать, - заминирована. Пришлось раздавать все на улице. Школу потом, конечно, разминировали. Знаете, минировать школы - последнее дело.

На съезде вы вручали награду "Рыцарь детства". В свое время - это почетное звание носили Юрий Никулин, Сергей Образцов, Лео Бокерия, Шалва Амонашвили. Кто сегодня стал рыцарем?

Дмитрий Лиханов: Из Донбасса к нам приехал комбат Юрий Гагарин. Он сам из Челябинска. Когда понял, что Донбассу нужна помощь, отправился туда добровольцем. Во время уличных боев в Мариуполе спас почти 400 детей. Еще титул "Рыцарь детства" получил директор Белорусского детского фонда Александр Трухан, который продолжает развивать в Беларуси систему семейных детских домов, придуманных, кстати сказать, Альбертом Лихановым (для таких семей строились коттеджи, которые переходили в их собственность после 15 лет работы семейного детского дома).

Как вам кажется, о чем мы должны успеть подумать сегодня, чтобы не опоздать завтра?

Дмитрий Лиханов: Нам всем нужно позаботиться о многодетных отцах, о популяризации и поддержке многодетных семей, и вообще - семьи, поощрять всячески деторождаемость. Коммунисты предложили изменить 31-й федеральный закон о мобилизации 97-го года, который сегодня предусматривает отсрочку для многодетных семей, где воспитывается четверо и более детей до 16 лет. Вместо этого предлагается дать отсрочку для семей с тремя и более детьми до 18 лет. Уже объявили отсрочку от частичной мобилизации, которую могут получить отцы трех и более детей. Мы же выступаем с инициативой распространить это положение не только на частичную, но и на всеобщую мобилизацию. Тем самым мы повысим рождаемость. Люди начнут стремиться к тому, чтобы иметь трех детей исключительно из чувства самосохранения семьи. И мы спасем нынешних многодетных, поскольку в случае лишения кормильца, несчастные матери могут начать отдавать детей в приюты, не имея сил и возможностей растить их в одиночку. Это предложение мы обсуждали с уполномоченным по правам ребенка Марией Львовой-Беловой, она с нами солидарна.

Ваш отец, Альберт Лиханов и его фонд помогал детям в самые разные и трудные периоды, которые сегодня уже стали историей. Как вы поняли, что он делает большое дело?

Дмитрий Лиханов: Может, это странно прозвучит, но я это понял достаточно поздно, будучи уже взрослым человеком. Я понимал, что он делает важное дело, что задействовано в этом много людей, но подлинную его значимость и то, сколько он отдал этому делу, - я начал понимать уже тогда, когда сам занялся им. Как-то мы были на даче, я в фонде еще не работал. Началась война в Южной Осетии. И за два-три часа мы с папой организовали туда гуманитарный конвой. Я тогда подумал: "Ну надо же, какой молодец". В нынешних условиях сделать то, что сделал он - невозможно. Отец с радостью вспоминал первые годы работы Советского детского фонда, когда он брал трубку, звонил министру обороны, просил два транспортных самолета, чтобы отвезти в Армению гуманитарку, и через час в Чкаловском уже стояли самолеты. Сейчас все по-другому. Другое государство, другие люди. Законодательство такое, что можно открыть фонд, собрать деньги и свалить.

Справка "РГ"

Фестиваль "Волонтеры детства - гордость России", посвященный 35-летию фонда, проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в том самом Колонном Зале Дома Союзов, где состоялось учредительное собрание фонда в далеком 1987-м году. Тогда Альберт Лиханов создал первый Советский детский фонд имени В.И. Ленина. За это время фонд помог многим.

В Российской Государственной библиотеке прошел вечер памяти Альберта Лиханова

Более 10 тысяч ребят из зон, пострадавших во время Чернобыльской аварии, прошли реабилитацию в 20 странах мира. В 1988 году после страшного землетрясения в Армении, благодаря стараниям фонда, транспортная авиация ВВС СССР, загруженная 42 тоннами гуманитарного груза - одеждой, обувью, медикаментами, приземлилась в аэропорту Еревана. Оперативно была создана группа поиска потерявшихся детей и налажено издание ежедневной газеты "Надежда", благодаря которой 543 ребёнка нашли своих родных. Был создан "Международный круг помощи" - жертвам армянского землетрясения, в который вошли 111 стран мира.

В 1988-1990 годах в республиках Средней Азии работал сформированный и оплаченный фондом всесоюзный медицинский десант по спасению детских жизней - это 300 медицинских бригад и 28 бригад из специалистов санитарно-эпидемиологического профиля. В результате детская смертность в стране снизилась на 16 процентов. В общем списке стран по этому показателю СССР переместился с 53 места на 37-е. Сегодня Российский детский фонд продолжает свое доброе дело - помогает детям, которые оказались с матерями в колонии, заботится о глухих детях, помогает больным туберкулезом лечиться и восстанавливаться в санаториях, детям с ДЦП проходить программы реабилитации. И это далеко не все.

Помощь пострадавшим