14.10.2022 18:48
Культура

Торт для "Моны Лизы". Пять самых громких нападений на произведения искусства

Текст:  Максим Васюнов
Сегодня в Лондонской национальной галерее две экоактивистки облили томатным супом картину Ван Гога "Подсолнухи". Цена шедевра - 72,5 миллиона фунтов стерлингов. Цена акции - шумиха в прессе, благодаря которой преступники, а как их назвать иначе, пытаются остановить добычу нефти и газа. "Что стоит больше, искусство или жизнь?", - кричали вандалы, и невнятно попытались ответить на вопрос, почему атакуют беззащитные предметы искусства, а не компании и министерства. "У многих нет возможности разогреть суп, а власти "беспокоятся о защите картины". Судя по реакции общественности, довод британцам показался неубедительным. Активистов косвенно поддержала только местная пресса, уже привыкшая к тому, что шедевры становятся плакатами для заголовков. Летом активисты приклеили себя к раме другой картины Ван Гога "Персиковые деревья в цвету" - и тогда также последовало фальшивое объяснение: якобы изображенный пейзаж вскоре может быть испорчен засухой, если не остановить добычу нефти. "РГ" вспоминает другие атаки на искусство.
/ Владимир Федоренко/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Торт для "Моны Лизы"

Одна из самых многострадальных картин мирового искусства - "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. "Издеваться" над ней начали еще в 1911 году, тогда безумный грабитель похитил ее, объяснив, что хотел вернуть шедевр в Италию, откуда его украл Наполеон. В 1956 году "Джоконду" (второе название картины) облили кислотой, а потом еще и бросили в нее камень. В 2009-м году россиянка швырнула в сторону полотна керамическую чашку. Вандалку доставили в психбольницу.

Новое выяснение отношений с миром на фоне "Моны Лизы" посетители Лувра наблюдали в мае этого года. Вандал разыграл целый маскарад, подъехав к картине в инвалидном кресле, да еще в образе старушки. "Почтенная француженка" достала торт и запустила им в "Джоконду". Картина, конечно, была под стеклом и не пострадала, но весь Лувр сбежался на крики посетителей. Кричал и сам хулиган, призывая художников думать об экологии. При этом зачем-то разбрасывал лепестки роз. Нелепость акции с точки зрения здравого смысла тогда отмечали даже французские публицисты. В итоге все сошлись на мнении, что борьба за экологию, здесь ни причем - просто очередной сумасшедший.

"Бронежилет" для Ивана Грозного

Еще одна картина, на которую нападают вот уже больше века, это "Иван Грозный и сын его Иван, 16 ноября 1581 года". Впервые репинскому полотну досталось в 1913 году - старообрядец изрезал его с криками "Довольно крови", тогда от ножа безумца пострадали фигуры и царя, и царевича. Это было одно из громких преступлений в дореволюционной России.

Найденная у главы Мурманского пароходства картина Рериха ушла с молотка за 24,2 млн рублей

Последнее нападение на Репина также потрясло мир - 25 апреля 2018 года в Третьяковке пьяный вандал умудрился разбить защитное стекло и порвать холст. "Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное - изображения лиц и рук царя и царевича - не пострадали", - так описывали ущерб реставраторы. Преступник тогда также попытался оправдать свои действия политическими мотивами - мол, картина оскорбляет чувства верующих. Это не спасло его от двух с половиной лет заключения. Картину отреставрировали, теперь ждут, когда до России доедет специальная антивандальная конструкция, в которой шедевр и предстанет перед зрителями. Это будет что-то вроде бронированного саркофага, а так как опыт "Джоконды" показывает, что и в стекло могут бросать все, что попадается под руку, то у картины выставят охрану.

Тесак для Венеры

Но вернемся в Лондонскую национальную галерею. Современным вандалам даже не снилось то, что делали их предшественники столетье назад. Тогда о таких понятиях, как перфоманс, ничего не слышали. Через год после первого громкого нападения на картину Репина, британская суфражистка набросилась с тесаком (!) на "Венеру с зеркалом" Диего Веласкеса. Богиня уже была "одета" в защитное стекло, но девушка разрушила его первым же ударом, еще восемь "ран" она нанесла спине Венеры.

Для преступницы даже собрали пресс-конференцию, на которой она рассказала, что во всем виновата, конечно, политика, а она, как уверяла завтрашняя героиня первых полос, хотела лишь сказать, что возмущена арестом своей подруги Эммелин Панкхерст, боровшейся за права женщин. В итоге вандалку отправили в одиночную камеру, на шесть месяцев. Интересно, что спустя десятилетия напавшая на Венеру свои "показания" поменяла: "Я атаковала эту картину, потому что, находясь в галерее, видела, как мужчины жадно пожирают глазами изображение Венеры", то есть, разыграла ревность.

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова: Картина "Три фигуры", которая подверглась нападению, теперь будет экспонироваться за стеклом

Рембрандт между СССР и Литвой

В 1985 году 48-летний вандал из Литвы пришел в Эрмитаж с ножом и серной кислотой. Этот арсенал он использовал против знаменитого полотна "Даная", созданного Рембрандтом в первой половине XVII века. Сначала литовец вылил на шедевр кислоту, а потом еще дважды ударил холст. Свой поступок он также объяснил политическими мотивами, мол, выступал против присоединения Прибалтики к СССР. Спустя два месяца мужчину признали невменяемым, отправили в одну из ленинградских больниц, через шесть лет его перевели в больницу в Литве, откуда он вышел чуть ли не с почетом.

Но куда интереснее здесь история реставрации, она началась сразу после инцидента. Пострадавший участок пришлось долго промывать холодной водой, чтобы нейтрализовать кислоту, потом выяснилось, что самая ценная часть картины, женская фигура, пострадала, как тогда казалось, необратимо - в живописном слое образовались глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху полотна темные краски. Реставраторы "колдовали" над шедевром 12 лет и совершили настоящее чудо - Рембрандт вернулся в Эрмитаж. С тех пор его защищает бронированное стекло.

Пикассо и Вьетнам

Это случилось в 1974 году в США. Выпускник Королевского колледжа искусств решил искалечить "Гернику" Пикассо, чья выставка проходила тогда в нью-йоркском Музее современного искусства. Молодой художник воспользовался модным в те годы оружием - баллончиком с краской, написав на полотне KILL LIES ALL. Потом вандал долго рассказывал, что это была и акция протеста, и художественный жест. А протестовал он против освобождения под залог американского лейтенанта Уильяма Келли, участника массовых убийств во время войны во Вьетнаме.

Краску с полотна тогда смыли быстро, Пикассо, можно сказать, отделался легким испугом, а хулиган - штрафом. Интересно, что музей всячески пытался замолчать случившееся, пресс-секретарь учреждения заявлял, что разглашение вызовет лишь новую волну вандализма.

Живопись