В течение следующих полутора часов "музыкантам" предстоит вести штурм и зачистку, пользуясь поддержкой БМП, танков и артиллерии (машины и орудия на экране, как обещали, настоящие). Враг, располагая беспилотниками и отлично подготовленной миномётной группой, уступать, разумеется, не намерен - "прилететь" от него может буквально в любой момент. Это битва не только оружия, но и умов: критически важно быть на шаг впереди - и тогда останешься в живых. Пока останешься - как хладнокровно уточняет начальник направления Шёпот, сыгранный Алексеем Кравченко.
Он же периодически проводит некое подобие оперативных брифингов, ломая "четвёртую стену" и выходя к вышеупомянутой карте, чтобы доступным языком прокомментировать тактические ходы обеих сторон. В противном случае зрителю было бы немудрено запутаться: поначалу происходящее вообще кажется каким-то непостижимым хаосом криков, взрывов, стрельбы - ни тебе лирических отступлений, ни художественных допущений, ни пояснительных диалогов о том, кто, почему и зачем. Сплошной реальный бой. Вернее, его дотошная реконструкция, которая, будучи безусловно зрелищной, совсем не похожа на "военный экшн" в нашем привычном понимании.
Ничуть не похожи "Лучшие в Аду" и на очередной условный "патриотический блокбастер". О Родине и иных высоких материях напоминает ёмкий слоган, повторяющийся перед финальными титрами. Все всё понимают - большего и не нужно. В остальном мотивация у героев - сугубо прикладная, ограниченная тем, что в сводках новостей потом прозвучит парой сухих фраз. Надо "всего-то" выполнить конкретную "рядовую" задачу, будто бы нарочно вырванную из контекста: драматургия полностью подчинена, собственно, боевым действиям - причём отнюдь не глобальным, а тем, что разворачиваются здесь и сейчас, без передышек на рефлексию.
Пожалуй, именно так должен выглядеть честный современный фильм о профессиональных военных. С первых секунд до финальных титров им попросту некогда размышлять про события планетарного масштаба - и было некогда вчера, и наверняка будет некогда завтра, при поступлении следующего приказа. Главное - тяжёлый, кровопролитный физический труд плюс умение оценить обстановку, предугадывая поведение противника. И тем оно сложнее, чем более явно ты узнаешь в противнике себя: такого же решительного, готового рисковать, упёртого - в конце концов, его предок (цитата) "тоже Берлин брал".
Трагическое сходство подчёркивается постоянно. На этот раз враги предстают не в виде оголтелых карателей, как это было в "Солнцепёке" за тем же авторством. О людоедских преступлениях нацистов никто не забыл, но в "Лучших в аду" они остаются за кадром. Здесь речь идёт о противостоянии группе таких же профессионалов, по ряду ужасных обстоятельств оказавшихся на стороне абсолютного врага, уже не рассуждающих о том, почему так вышло, и не желающих осознавать, как много у простых людей общего по обе стороны фронта.
О том, кто они такие, вслух демонстративно не упоминается ни разу, хотя косвенных, но более чем прозрачных указаний предостаточно, да и без них сомнениям взяться неоткуда. И это не столько стремление к универсализации, сколько попытка акцентировать внимание на поистине адском труде военных. Попытка очень впечатляющая - по части реализма фильм заткнёт за пояс любого конкурента, будь то отечественный или зарубежный. И потому особенно нелепо смотрятся сразу зазвучавшие в его адрес претензии по поводу "отсутствия женских персонажей", "нехватки любовной линии" и прочей мишуры, имеющей привычную ценность совсем в другом мире. Кажется, разве что по статьям "расовое многообразие" и ЛГБТ "люди с хорошими лицами" "Лучшим в Аду" напрямую пока не предъявляли, хотя ещё не вечер.
Что же касается этической составляющей, она не вдалбливается навязчиво застарелыми приёмами, зато легко обнаруживается между строк. Потому что такое кино - далёкое от шапкозакидательства, спекуляций на эмоциях и бесконтрольной демонизации оппонента - сейчас могли снять только у нас. Попробуйте себе представить обратную ситуацию. Получается? То-то.