25.10.2022 14:29
Санкт-Петербург

Эксперт: Как определить успешный стартап

Текст:  Ольга Харина (эксперт университета "Синергия")
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №241 (8889)
Стартап - это только что созданная или находящаяся в процессе создания компания, разрабатывающая новые товары или услуги в условиях чрезвычайной неопределенности. К стартапам обычно относят компании, которые только планируют запустить бизнес. У них есть идеи, но, как правило, еще не оформлено юридическое лицо, а также отсутствуют финансовые ресурсы или они вовсе не требуются на первоначальном этапе. Очень часто в основе стартапа лежит уникальная идея, которая еще не подтвердила свою жизнеспособность. Большинство стартапов "погибают" на этапе предпосева, так как их "гениальная" идея просто не востребована пользователями.
Читать на сайте RG.RU

Одним из самых важных признаков, которые помогают выявить успешный стартап, является наличие лидера и команды единомышленников. Многие начинающие стартаперы работают в одиночку, однако при становлении стартапа команда крайне важна. На ранних стадиях команда оценивается инвестором выше идеи, размера рынка и всего остального.

Еще одним важным признаком является наличие минимального жизнеспособного продукта (MVP). Если есть работающая версия продукта, которую уже продали, обратная связь от пользователей и планы развития продукта на ближайший год, то у стартапа есть все шансы на успех.

Третьим важным фактором является понимание целевой аудитории и видение конечного клиента. Когда стартап запускается, у него должно быть хотя бы несколько клиентов, которым действительно нужно то, что стартап создает. Речь идет не о тех людях, которые когда-нибудь, возможно, воспользуются новым продуктом или услугой, а о тех, кому это нужно срочно и кто готов за это платить. Признаком успеха для стартапа всегда является то, что тот или иной продукт крайне нужен определенному, даже небольшому, количеству пользователей.

Четвертый важный фактор касается процесса продаж и привлечения клиентов. Получение прибыли напрямую вытекает из совокупности двух коммерческих функций компании: маркетинга в виде лидогенерации и продаж. Лидогенерация представляет собой непрерывный цикличный процесс выработки профиля идеального клиента и таргетированное привлечение его по одному или по нескольким каналам лидогенерации. В зависимости то того, насколько правильно подобраны эти каналы, будет зависеть дальнейший успех стартапа.

Международные конкурсы по финансовой безопасности, гранты на студенческие стартапы и поддержка технологических компаний: Что предлагают нацпроекты в России

Несомненно, еще одним важным признаком успешного стартапа является рост метрик. На каждой стадии жизненного цикла стартапа у предпринимателя должно быть две-три ключевые метрики (key metrics), которые он отслеживает в динамике и на основании которых он принимает ключевые решения. Для большинства стартапов любые ключевые метрики касаются либо выручки (revenue), либо активности клиентов (customer/user activity). Это зависит от той сферы, в которой бизнесмен осуществляет свою деятельность. Существенный рост метрик, естественно, говорит об успехе стартапа.

Стартап начинается с уникальной идеи, которая еще не подтвердила свою жизнеспособность

Существует ряд других факторов, которые могут повлиять на стартап, в том числе такие, которые невозможно контролировать: экономические кризисы, политическая ситуация, действия конкурентов. Однако зачастую предпринимателю достаточно оценить основные пять показателей, чтобы понять, что у стартапа есть высокие шансы стать успешным бизнесом.

Санкт-Петербург