Градообразующие предприятия оказались наиболее чувствительны к санкциям. После ухода или приостановки деятельности иностранных компаний разрушились цепочки поставок, контрсанкции и санкции были наложены на ключевых поставщиков и покупателей продукции, из-за ограничений на экспорт закрылись традиционные рынки сбыта. К такому выводу пришли эксперты Центра стратегических разработок в своем исследовании "Градообразующие предприятия моногородов: механизмы адаптации к рискам первой половины 2022 года".
Сейчас в России действует 336 градообразующих предприятия в 321 моногороде, где проживает 12,7 млн человек. По состоянию на июнь наибольшие риски от санкций проявились в лесной промышленности и деревообработке, металлургии, угольной промышленности, а также в транспортном и специальном машиностроении. Кроме того, в последние годы моногородам свойственно стабильное снижение численности населения. Всего за последние 5 лет население моногородов сократилось на 419 тыс. чел. При этом за счет политики диверсификации деятельности в последние годы зависимость городов от таких предприятий снижалась, хотя их воздействие на социально-экономическое положение все еще велико. "Градообразующие предприятия - это рабочие места для большинства граждан, проживающих в данном городе, и крупные налогоплательщики в бюджет региона. Поэтому полная остановка или заморозка производства даже на некоторое время негативно скажется на экономической и социальной жизни города", - считает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяна Скрыль.
По данным ЦСР, на конец июня 2022 года 1/3 всех ГРОП попали под прямые секторальные или персональные санкции недружественных стран. "В первом полугодии 2022 года в 16 моногородах проявились риски значительного ухудшения ситуации на градообразующих организациях, на которых работает в общей сложности 182 000 человек (4,7% от общей численности занятых в моногородах и 17,8% от занятых на градообразующих организациях моногородов)", - говорится в исследовании.
Наиболее устойчивыми оказались градообразующие организации, где темпы модернизации производства и внедрения современных технологий невысоки, а также те, которые работают на гособоронзаказ. Наиболее пострадавшие от введенных ограничений - современные предприятия, использующие импортные комплектующие и технологии, а также ориентированные на экспорт продукции в недружественные страны. Среди отраслей специализации таких компаний - автомобилестроение, вагоностроение, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, а также производство строительных материалов.
С февраля градообразующие предприятия изменяли кооперационные цепочки, искали новые рынки сбыта готовой продукции, запускали новые производства, упрощали выпускаемый продукт, сокращали инвестпрограммы, ремонтировали оборудование вместо замены оригинальных запчастей. "Моногорода - как лакмусовая бумажка российской экономики: первыми чувствуют изменения социально-экономической ситуации. Разнообразие стратегий реагирования ограничивается зависимостью от импорта и технологическими блокировками. Чаще всего в кризисы происходит упрощение производства, и это очень опасно для долгосрочного развития. Лишь немногие наращивают объемы для внутреннего рынка", - подчеркивает Директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Дмитрий Землянский.
174 компаний из 336 действующих градообразующих предприятий используют несколько адаптационных механизмов, а 38 - только один. Самый популярный инструмент - переориентацию кооперационных цепочек для производства конечной продукции - применили 116 компаний. На втором месте - переориентация поставок на новые рынки сбыта. Им воспользовались 46 предприятий, которые экспортируют продукцию в недружественные страны (лесопромышленные и металлургические компании).
"Сейчас понятно, что 61% (более половины) вынуждены были изменить свои производственные политики. При этом большинство пошло по пути упрощения производимой продукции, и лишь порядка 5% нашли новые ниши и стали производить новую продукцию", - отмечает вице-президент ЦСР, руководитель направления "Пространственное развитие" ЦСР Татьяна Караваева.
Кризисы на градообразующих предприятиях все еще способны оказать сильное негативное влияние на социально-экономическое положение моногородов. Поэтому местные и региональные власти активно поддерживают такие организации. "Уход многих иностранных производителей с отечественного рынка под влиянием санкций заставил местные власти применить беспрецедентные меры поддержки для сохранения рабочих мест на градообразующих предприятиях. Дотации из бюджета, отсрочки по платежам, налоговые каникулы - это лишь часть стабилизационных мер, которые требуются предприятиям в сложной ситуации. С другой стороны, часть градообразующих предприятий производит товары, обеспечивающие госзаказ. Поэтому, спрос на определенную продукцию существенно вырос с начала года, тем самым дав градообразующим предприятиям стимул для расширения производства и ассортимента", - отмечает Татьяна Скрыль.
По мнению ЦСР, для сохранения конкурентоспособности градообразующих предприятий в будущем необходимо увеличить расходы на НИОКР, быстрее создавать инжиниринговые центры для производства машин и оборудования и центров реверс-технологий в наиболее рисковых (пострадавших) отраслях промышленности. "Многие предприятия вынужденно деградируют, отбрасывая свое развитие на 10-15 лет назад. Очевидна острая потребность в государственной поддержке НИОКР и инжиниринга", - считает Караваева.
Однако для нивелирования всех рисков в будущем этих мер может оказаться недостаточно. "Ключевые инструменты, которые нужны для изменения моделей развития, - это ускоренное развитие производства промышленного оборудования через льготные кредиты, поддержанные государством консорциумы предприятий, создание инжиниринговых центров, центров реверс-технологий. Для модернизации предприятий необходимы долгосрочные льготные кредиты (мер ФРП недостаточно). И так же, как и для всей экономики, нужно ускоренное финансирование развития инфраструктуры Восточного полигона, МТК Север-Юг для обеспечения экспорта", - полагает Дмитрий Землянский.
При этом важна кооперация и сотрудничество всех сторон, только в этом случае помощь будет эффективной. "Поскольку моногорода находятся в зоне влияния нескольких федеральных органов власти (рынок труда и система ТОСЭР - у Минэкономразвития, градообразующие предприятия - в ведении Минпромторга, Минсельхоза и Минтранса), выявленные риски должны учитываться и смягчаться в тесном межведомственном взаимодействии, а также с участием соответствующих управленческих структур моногородов", - полагает президент ЦСР Владислав Онищенко.