27.10.2022 11:19
Культура

Как снять заведомо непрокатное кино и добиться, чтобы его показывали в кинотеатрах

Текст:  Максим Васюнов
На завершившемся в Тихвине международном кинофестивале фильм молодого режиссера Елены Чач "Старая песня" взял приз зрительских симпатий. Буквально на днях картину показали в крымских кинотеатрах в рамках кинофорума "Святой Владимир", наконец, в последнюю неделю октября "Старую песню" будут крутить в кинотеатрах Карелии. Последняя новость - большой прорыв не только для режиссера, но и для всего молодого кинематографа России, которому на большие экраны дорога заказана, ведь дебютанты не делают кассу. Что еще здесь необычного - фильм Елены Чач далеко не блокбастер, не стрелялка и не экшн, даже не история любви, это короткометражная экранизация тихого нежного рассказа Константина Паустовского "Колотый сахар". И вдруг такой успех!
Кадр из фильма "Старая песня" / Елена Чач
Читать на сайте RG.RU

Сломать сложившуюся систему кинорынка молодой и хрупкой Елене Чач удалось не сразу. Как она сама написала на днях в своих соцсетях - уже собаку съела на грантах, договорах, условиях проката и всего того нервного и занудного, что остается за кадром. Теперь сама может оказывать юридические консультации начинающим кинематографистам.

Но главное тут, конечно, не победа над бюрократией. Все дело в силе мечты. В этом плане у Елены есть история, на которую в будущем клюнет еще не один журналист. Девушка из Омска стала режиссером, чтобы экранизировать любимый с детства рассказ Паустовского. Конечно, не только его. Список с возрастом увеличивался. Не увеличивались только возможности для съемок, хотя Елена и переехала в Москву, и устроилась работать на телеканал. Но телевидение - это все-таки не кино, тем более не то кино, которое хотелось снять - чтобы в каждом плане свет, чистота, атмосфера человеколюбия и невероятных северных пейзажей, на фоне которых живут герои рассказа.

"Моя история о красоте человеческой души в условиях 30-х годов", - говорит Елена.

Словом, режиссер решилась сдвинуть гору - вернуть наше кино в родные с советских времен координаты. На Высших курсах сценаристов и режиссеров, которые Елена окончила, ее благословили мастера - Владимир Хотиненко и Павел Финн. Но даже при этой поддержке не удалось найти продакшн, потому что многие просто не понимали, зачем снимать кино, где особой интриги нет. Ну, приезжает писатель в одно из северных сел, ну, видит он, как надменный советский партократ пытается сжить со свету старика, собирателя добрых слов, чей дед однажды гроб с телом аж самого Пушкина вез, ну, торжествует, в конце концов, справедливость - разве такое кому интересно сегодня? Да еще милиционер, прости господи, не коррупционер и бабник, а краснеющий на людях паренек, совершающий маленький, но красивый поступок - то есть совсем не герой нашего времени.

Кинофестиваль "Балабанов: до и после" пройдет в Санкт-Петербурге

Но наступить на горло "Старой песне" отказами не удалось. Елена руки не опустила - мечта же. Деньги на фильм в итоге удалось собрать в интернете - люди со всей страны не смогли пройти мимо благородной идеи. Потом формировалась съемочная группа, которую нужно было еще настроить на верный тихий гармоничный лад. Отдельная статья - актеры. Многие - из театров Петрозаводска, это и логистически удобно - съемки проходили в Карелии, в Ялгубе и Лахте, и под режиссерскую задачу найти артистов в провинции оказалось проще, нежели в лощеной столице.

"Мне важна была подлинность, чтобы это перекликалось и с атмосферой рассказа, и с людьми того времени, потому что я пересмотрела очень много фотографий 1920-30-х годов, чтобы вникнуть в эти лица, и потом, на кастинге, смотрела, чтобы не было каких-то "современных" лоснящихся лиц, пустых глаз", - рассказывает Елена.

В итоге, спустя два с лишним года, за которые режиссер успела влезть в долги и набить таких шишек, что иногда, по ее же признанию, хотелось плакать, "Старая песня" добралась до экранов. Двадцатиминутное кинополотно, в котором о нас прошлых и сегодняшних сказано так много, и с такой незаслуженной любовью, что назвать фильм короткометражным язык не поворачивается. Искусство не меряют метрами.

Именно поэтому, смею предположить, фильм активно гастролирует не только по фестивалям, но и по кинотеатрам.

II Московский международный фестиваль архивных фильмов пройдет в ноябре

"У нас еще весной была премьера в Петрозаводске, показ прошел в середине рабочего дня - подстраивались под расписание журналистов и актеров, но большой зал кинотеатра "Премьер" оказался переполнен, люди стояли в проходах, причем мне сказали, что такого аншлага на российском кино здесь не припомнят", - рассказывает Елена. Вскоре посыпались письма от зрителей во все инстанции с требованием организовать новые показы. И желательно побольше. Изголодались люди по простым внятным русским историям. Петрозаводские кинотеатры такой ажиотаж проигнорировать не смогли.

Столичный же зритель впервые сможет увидеть феномен современного кино 5 ноября - фильм Елены Чач покажут в рамках программы кинофестиваля "Лучезарный ангел".

На экраны выходит "Петрополис" - фильм Валерия Фокина о том, кто мы и как нам жить
Наше кино