Решение о создании некоммерческой организации было принято в июле этого года межведомственной рабочей группой при трех министерствах. "Умный МКД" сформирован и развивается за счет взносов частных игроков - лидеров развивающегося рынка цифровизации жилья, включающего операторов связи, девелоперов, разработчиков и производителей умных устройств и решений.
Ставка в первую очередь делается на российские компании. "Приоритеты Минпромторга России очевидны - прежде всего это приоритет отечественных решений, в особенности комплексных отечественных решений: как в части "железа" - устройств, микроэлектроники, так и в части "софта". Конечная цель - формирование полностью отечественного технологического стека, поддержанного открытыми национальными стандартами", - рассказали "РГ" в минпромторге.
Сейчас сформирован костяк команды "Умный МКД", определены ключевые цели и задачи на этот год, формируются стратегия развития и трехлетний бизнес-план организации, рассказал "РГ" гендиректор АНО Никита Уткин. "Бюджет организации относительно невелик и носит операционный характер. Однако локализация и концентрация ключевых стейкхолдеров в одном месте позволит им относительно легко и оперативно принимать решения о выделении отдельных проектных бюджетов для глобальных задач рынка", - отметил он.
По его словам, технологический суверенитет особенно важен в части устройств и программного обеспечения, внедряемых при цифровизации многоквартирных домов. "В этой части минпромторг и минцифры уже ведут активную деятельность по стимулированию спроса на отечественную радиоэлектронную продукцию и программное обеспечение для активного внедрения цифровых решений в многоквартирных домах", - добавил Никита Уткин.
По его словам, в среднесрочной перспективе цифровизация МКД должна способствовать повышению качества жизни жителей, оказанию жилищно-коммунальных и иных услуг благодаря применению современных технологий интернета вещей, а также других технологий в области безопасности, жизнеобеспечения, комфорта проживания и энергоэффективности потребления на всех этапах жизненного цикла дома посредством повышения "цифровой зрелости управления".
Для населения это будет означать повышение энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства, в частности, благодаря получению данных о потреблении ресурсов, их оптимизации и внедрении автоматической системы расчета эффективных тарифов.
В идеале, говорит Никита Уткин, рынок должен перейти от уникальных кастомизированных решений для каждого конкретного дома и застройщика к типовым, стандартизируемым и масштабируемым. Поэтому особый акцент будет сделан на регуляторику, включая нормативно-техническое регулирование.
Внедрение стандартов цифровизации жилья - основа всей работы, соглашаются эксперты, опрошенные "РГ". Участники рынка по-разному воспринимают термины "умный" и "цифровой". "Строители обращаются к интеграторам с запросом на "умный дом", но каждый застройщик подразумевает под этим свой набор решений и сервисов. Чтобы не было разночтений, нужны стандарты. Появление общих правил игры позволит сделать здания цифровыми, а квартиры умными: автоматизировать контроль посещений, улучшить безопасность на внутридомовой территории, а также экономить существенные средства за счет оптимизации расхода воды и электричества", - рассказал директор департамента системной интеграции компании "еТелеком" Александр Куркин. Он добавил, что интеграторам и строителям также нужны единые технические и технологические правила, чтобы устройства были совместимы, а формат передачи данных универсальным. Нужен конструктор решений по принципу экосистемы, где новое устройство работает в связке с другими, а не заставляет переделывать систему с нуля.
"Сейчас требования к созданию интегрированных систем автоматизации и диспетчеризации при строительстве жилых домов отсутствуют, зато присутствуют различные устаревшие требования, например, к проводной радиофикации или коллективной антенне телевидения", - отметил эксперт рынка ЖКХ Глеб Гилинский.
Пока система "Умный дом" предусматривает жилье бизнес-класса. При этом повышение уровня сервиса и некоторая экономия ресурсов не покрывают расходов на ее обслуживание, говорит Глеб Гилинский. Поэтому возможно на начальном этапе дома, имеющие интегрированную систему автоматизации и диспетчеризации, должны получить отдельный тариф на содержание в отличие от муниципального жилья. Также для повышения доступности таких услуг нужны недорогие и надежные отечественные решения.
В первую очередь это касается систем управления работой индивидуальных тепловых пунктов, насосных групп, электроосвещения на основе программируемых микроконтроллеров. "Оптимизация работы инженерного оборудования даст экономию расхода ресурсов на содержание общего имущества дома до 10-15 процентов от сумм расхода. Кроме того, автоматизация системы приготовления горячей воды, например, обеспечит ее температуру в 60 градусов независимо от времени суток и параметров теплоносителя. А автоматизация системы отопления позволит избежать излишнего тепла или недостаточного прогрева квартиры, что положительно скажется на квитанции оплаты услуг ЖКХ", - приводит пример Глеб Гилинский.
Удобны для жителей и системы автоматизированного контроля отпуска и потребления ресурсов. Они не только освобождают от необходимости передавать показания счетчиков, но и обеспечивают полную оплату по факту потребления, избавляя и предприятия ЖКХ и абонентов от перерасчетов. Диспетчеризация лифтовых кабин и пожарной автоматики позволит определить и устранить неисправность до того, как поступил сигнал. Автоматическое управление наружным освещением проинформирует, что светильник вышел из строя в автоматическом режиме.
Безусловно, ближайшие годы будут сопровождаться ростом количества подключенных устройств и устройств интернета вещей, продолжает Никита Уткин. И это приведет к увеличению объемов данных, которые предстоит качественно собрать, агрегировать, использовать. Такой подход позволит не только сократить расходы на ручную обработку, но и обеспечить принципиально иной уровень прозрачности в отрасли строительства, управления и эксплуатации, а также создать новые цифровые сервисы и услуги, "открыв" дома для экосистемных решений, продуктов и сервисов. Будущее за комплексными решениями, дающими жителям возможность решать их основные потребности, причем максимально незаметно и удобно. Необходимы автоматическое начисление и оплата коммунальных услуг, контроль качества воздуха, температуры, а также эффективное взаимодействие с внешней средой. Думается, что именно через цифровизацию многоквартирных домов крупные торговые интернет-площадки и маркетплейсы смогут "попасть" в наши дома: в холодильники, в шкафы, на полки, полагает Никита Уткин.
Тем временем, по экспертным оценкам, доля умных домов в России составляет не более двух-трех процентов от общего количества жилых зданий, однако их число постоянно увеличивается. "Четыре года назад 47 процентов покупателей жилья в России интересовались технологиями умного дома, а 32 процента были согласны за них заплатить, такие данные приводит агентство Discovery Research Group. К 2022 году процент клиентов, для которых важны smart-решения в девелопменте, увеличился. Инфраструктура для применения smart-технологий стала доступной как в установке, так и в эксплуатации. Появились достаточно развитые и функциональные российские платформы, которые позволяют быстро настраивать и конфигурировать умные системы под особенности конкретного жилого комплекса и требования управляющей компании", - рассказал "РГ" руководитель отдела автоматизации федерального девелопера "Неометрия" Денис Бида.
Однако цифровизация многоквартирных домов - лишь составная часть процессов digital-трансформации строительной отрасли страны. Умные дома должны быть встроены в системы умных городов, а для этого в ближайшие годы предстоит решить комплекс задач по созданию и управлению соответствующей инфраструктурой.