30.10.2022 00:00
Культура

Худрук Донецкой филармонии Александр Парецкий - о том, почему музыку не заглушит канонада

Текст:  Максим Васюнов
Российская газета - Федеральный выпуск: №248 (8896)
Завершились гастроли артистов Донецкой филармонии по югу страны - три региона, пять городов - от Ростова-на-Дону до Майкопа. Тур был организован Росконцертом, и, по сути, стал первым после того, как Донбасс официально воссоединился с Россией. Есть у этих гастролей и символическая нота - филармонии за последние восемь лет пришлось пережить и обстрелы, и гибель артистов, и уничтожение инструментов, но музыка не прерывалась даже на день. Более того, по словам генерального директора и худрука Александра Парецкого, Донецкая филармония в последние годы переживает ренессанс. "РГ" поговорила с руководителем о нотах войны и людях мира.
/ Донецкая филармония
Читать на сайте RG.RU

Александр Александрович, филармония, да и другие культурные учреждения, нередко в зоне обстрелов. Каковы последствия?

Александр Парецкий: Культура Донбасса - это то, что является первым подтверждением того, что наш край входит в духовное и историческое пространство большой России. Поэтому по объектам культуры начали бить сразу же после начала боевых действий и не перестают до сих пор. Что касается филармонии - Господь отвел, и прямых попаданий не было, но ударные волны, осколки наносят на первый взгляд незаметный ущерб, но учитывая более чем 80-летнюю историю здания, даже это чревато для нас. Впервые филармония пострадала от боевых действий в октябре 2014 года, когда от ударной волны в буквальном смысле здание подпрыгнуло. После этого вышел из строя один из механизмов концертного органа, который не удалось восстановить до сегодняшнего дня: инструмент обслуживался до начала боевых действий немецкими мастерами, а своих специалистов в этой области нет. Мы гордимся органом. Он был установлен в зале Донецкой филармонии в 1959 году, а вообще его история превышает 180 лет. Органные концерты традиционно популярны в Донецке.

Об этом мало кто знает, но по отдельным историям спасения музыкальных инструментов в Донбассе можно отследить историю волонтерства и благотворительности…

Александр Парецкий: Случаев народной помощи действительно немало, но самый заметный пример, пожалуй, связан с именем кузбасского ветерана культуры, профессора Анатолия Павловича Мохонько. С 2016 года он за свои собственные сбережения покупает для филармонии и симфонического оркестра музыкальные инструменты. Общая стоимость его подарков достигла примерно 5 миллионов рублей. Несмотря на почтенный возраст, музыкант дважды бывал в Донецке, в качестве дирижера готовил программы симфонической музыки с донецкими музыкантами в рамках его авторского проекта "Культурный мост "Кузбасс-Донбасс". Уникальный человек.

Я посмотрел, у вас даже сегодня более 300 человек в штате. Есть объяснение, почему люди остались и продолжают давать концерты на фоне канонады?

Александр Парецкий: Работники культуры и искусства часто действуют по велению сердца. Я порой не могу и свои поступки оправдать, ведь человеком же должны двигать вопросы самосохранения, безопасности. Но мы действительно задаемся вопросом: если не мы, то кто? Неоднократно слышал от друзей и коллег мысль о том, что чему быть, того не миновать. Мы не только выступаем под канонаду, неоднократно артисты давали концерты в буквальном смысле на поле боя. Это не стремление к наградам. Это такое устройство донецкого человека-артиста.

Нужно отметить, что с 2014 года, как это ни парадоксально, филармония переживает некий ренессанс, созданы новые коллективы, мы пробуем новые формы работы со зрителем, открыты два малых зала. А сколько мы провели фестивалей! В прошлом году фестиваль, посвященный 130-летию со дня рождения уроженца Донбасса, гениального композитора Сергея Прокофьева, длился почти 3 месяца.

Музыка на войне звучит по-другому нежели в мирное время?

Александр Парецкий: Несомненно. Музыка - это мягкое оружие русского народа, она помогает нам выжить, поможет победить, музыка утешает, вдохновляет, согревает, дает силы. Чайковский, Рахманинов, Свиридов, Шостакович и сегодня служат России. Как служат российские и иностранные музыканты, которые с 2014 года приезжали в Донбасс со своей духовной миссией, без гонораров, за свой счет, без каких-либо гарантий безопасности. Они для нас герои. Например, дирижер Московской филармонии Игорь Манашеров приезжал в Донецк и работал с нашим симфоническим оркестром 6 раз, и каждый приезд - это неделя репетиций с коллективом. И вот каждый приглашенный артист подтверждает мысль о том, что в Донецке особая публика и необычная атмосфера на концертах. Наш зритель более восприимчивый. Военные действия обнажили наши души. Меня на улице встречают наши постоянные слушатели и буквально со слезами на глазах просят возобновления работы концертного зала: "Александр Александрович, мы уже одичали, это же немыслимо и невыносимо…"

Есть ли композиции, которые стали символом всех этих непростых лет, помогли что-то понять, осмыслить?

XXIII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик" состоится в декабре

Александр Парецкий: "Культура отмены", которой злоупотребляет западное общество, подчеркивающее этим свою русофобию, нам не свойственна. Чайковский и Бетховен, Рахманинов и Дебюсси, Шостакович и Гершвин, Прокофьев и Бернстайн… Ограничивать и тем самым обеднять музыку нет смысла. И все это мы исполняем.

В эти годы невероятно популярными стали концерты симфонического оркестра, в которых исполняются кавер-версии рок-композиций. Композиция "Пора домой" из репертуара группы "Сектор Газа" в исполнении оркестра Донецкой филармонии стала хитом. "Солнышко пригреет лучиком, ивушка помашет прутиком, домой, домой, пора домой!". Эти слова для нас имели особое значение и смысл. В 2015 году поэтесса из Донбасса Снежана Аэндо написала пронзительные стихи под названием "Забери нас домой, Родина!". Музыку написал концертмейстер Иосифа Кобзона Алексей Евсюков. Иосиф Давыдович, будучи уроженцем Донбасса, активно поддерживал земляков, вплоть до ухода из жизни приезжал в Донецк. В один из приездов он привез эту песню и планировал спеть на концерте, но так и не случилось… Уже после смерти певца мы вместе с мужским вокальным ансамблем филармонии записали эту песню и сняли клип. Основная мысль в том, что "стал Донбасс мой, как крепость Брестская, русский мир от врага защищая…".

Уже примерно представляете, что будете исполнять в день окончания СВО?

Александр Парецкий: Это, помимо всего перечисленного, будут и совершенно новые произведения, написанные в наше время. На почту филармонии часто приходят произведения от разных авторов, в том числе от донбасских композиторов, которые осмысляют происходящее. Я вообще считаю, что эти переломные годы подарят миру нового Прокофьева. В любом случае мы ждем день новой такой долгожданной Победы России, и концерт по этому случаю будет всенародным праздником.

В Концертном зале Чайковского прозвучала последняя партитура Рахманинова

ДОСЬЕ

/ Донецкая филармония

Александр Парецкий - генеральный директор-художественный руководитель Донецкой государственной академической филармонии. Родился в семье шахтеров, родители часто брали сына на работу. В школе подавал надежду в математике, выигрывал олимпиады, но в итоге выбрал музыку. Своей альма-матер считает Донецкую музыкальную академию. Со второго курса зачислен в штат Донецкой филармонии. Помимо Донбасса пел в концертных залах России, Чехии, Польши, Великобритании. Был первым министром культуры ДНР. Филармонию возглавляет с ноября 2015 года.

Классика Донецкая Народная Республика