31.10.2022 02:00
Экономика

Эксперты рассказали о способе поддержки отечественных производителей техники

Текст:  Ксения Демьяненко
Повысить утилизационный сбор на импортную строительную технику просят отечественные производители. Это позволит расширять российские производства и меньше зависеть от поставок из-за рубежа.
/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Сейчас российские производители строительной и дорожной техники сталкиваются с очень мощным демпингом со стороны иностранных поставщиков, в первую очередь, азиатских, говорит замдиректора Ассоциации "Росспецмаш" Вячеслав Пронин. В этих странах очень сильна поддержка производителей, и импортные машины продаются в Россию иногда по цене металла, из которого они сделаны. С такими условиями российские производители, конечно, конкурировать не могут.

Утилизационный сбор на грузовые автомобили и прицепы не повышался с 2020 года, а на строительно-дорожную технику - с 2018 года, накопленная инфляция с того времени составила 26,2% и 35,6% соответственно. Теперь отечественный бизнес просит проиндексировать утильсбор для импортной техники.

Для зарубежных поставщиков индексация утильсбора означает введение определенной стоимости входа на рынок, говорит Пронин. Полученные средства могут быть направлены на поддержку потребителей техники (субсидии на приобретение российской техники, льготный лизинг, льготные кредиты для строителей и дорожников) и собственно отечественных производителей аналогичных машин.

Увеличить утильсбор предлагается не для всей техники, а только для тех сегментов, где отечественное производство полностью может удовлетворить спрос. Это, например, автогрейдеры, бульдозеры средней, малой и в некоторые сегменты большой мощности, некоторые виды фронтальных погрузчиков, перечисляет Пронин.

Субсидии автопроизводителям, развитие сети заправок, поправки в законодательство: В России расширяется применение газомоторного топлива

Если будет введен повышенный утильсбор, то буквально в течение двух лет отечественное производство аналогичных механизмов может, по оценкам, вырасти на 30-40%, говорит эксперт.

Последние десятилетия государство недостаточно внимания уделяло защите своего рынка и своего производителя, считает президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей "Росасфальт" Николай Быстров. Поэтому любые меры, направленные на защиту отечественного рынка и стимулирование отечественного производителя - не только целесообразны, по его мнению, но и абсолютно необходимы. У российских производителей есть хороший потенциал, но меры их поддержки недостаточны. Есть предприятия, которые разработали вполне достойную технику, она прошла испытания на реальных стройках, но денег на развитие производства у них нет. Между тем, увеличение выпуска техники в несколько раз может сделать ее дешевле на 25-50%. А это, в свою очередь, сделает более дешевыми строительные работы. Экономия даже в 3-5% при затратах на строительство в триллионы рублей - это десятки и сотни миллиардов.

Расширение производства на отечественных предприятиях будет означать увеличение серийности и появление возможностей для получения господдержки. Вместе с этим производители смогут на больших сериях отработать технологию, усовершенствовать качество продукции, избавившись от всех "детских болезней", говорят представители отраслевого сообщества.

При этом, к тотальному дефициту строительной и дорожной техники повышение утильсбора не приведет, уверен Быстров. Сразу после введения санкций были опасения, что техника встанет, так как появились сложности с запчастями, а некоторую технику - например, мощные подъемные краны - у нас вообще не производили. Однако в дорожной сфере, например, пока не было ни одного случая, чтобы дефицит техники привел к остановке производства, отмечает эксперт. Отечественные производители быстро налаживают не только поставки от альтернативных производителей или новыми путями, но и запускают свои производства запчастей и техники.

"К сожалению, я сталкиваюсь с такой точкой зрения: раз на Западе все закрыли, мы все закупим на Востоке. Я считаю эту точку зрения ущербной, как и то, что мы все купим на Западе, - говорит Быстров. - Если мы хотим быть самодостаточной страной, мы должны производить машины, станки, механизмы сами".

Повышение утильсбора также позволит свести к минимуму импорт бывшей в употреблении продукции и будет способствовать обновлению парка техники.

Промышленность Коммерческий транспорт