В осенней дымке погрузчики, спешащие к первому контейнерному составу, действительно, чем-то напоминают катера. Но от реального моря Урал отделяют тысячи километров, тем не менее термин "сухой порт" - здесь уместен. Понятие перекочевало из морской логистики, где в прошлом веке "сухим портом" начали именовать тыловые склады, построенные, чтобы разгрузить портовую инфраструктуру.
Сейчас, когда изменились логистические схемы и все больше грузовых потоков следует в Россию из стран азиатского региона, Урал, с выстроенной здесь сетью железных и автомобильных дорог, готов взять на себя значительную часть грузов.
- Реализуемый в стране проект Восточный полигон должен состоять из таких транспортно-логистических центров. Нам необходимо обрабатывать грузы, которые идут в контейнерах. Сегодня это - большая проблема, - отметил на церемонии открытия помощник президента РФ Игорь Левитин.
До сих пор на Среднем Урале действовало три контейнерных терминала и суммарно они могли принимать и обрабатывать не больше шести контейнерных поездов в сутки. Как ни парадоксально, но из-за нехватки по пути логистических мощностей грузовые составы нередко следовали до Москвы. Там обрабатывались, растормаживались и заново формировались, чтобы двинуться обратно в восточные регионы страны.
После полного запуска ТЛЦ "Уральский" в Екатеринбурге начнут обрабатывать за день до 16 составов, каждый - длиной в 71 вагон. Мощность хаба к 2030 году может составить 30 миллионов тонн обработанного груза, а еще через пять лет - 80 миллионов.
- Такие центры позволят предоставлять грузовладельцам сервис, соответствующий мировым стандартам. Он напрямую влияет на рост конкурентоспособности и промышленной инфраструктуры, - подчеркнул в выступлении по видеосвязи глава Министерства транспорта РФ Виталий Савельев.
"Уральский" раскинулся на площади 130 гектаров, застроено пока не все - полный комплект появится к 2024 году. Площадка связана с ключевыми транспортными магистралями, ведущими во все стороны света. Предусмотрен и парк для вагонов, где будут приниматься поезда с контейнерами, и пункт таможни. Инвестиции в проект составили более 12 миллиардов рублей.