10.11.2022 06:00
В мире

Технологии Китая в сфере строительства высокоскоростных железных дорог экспортируются в более чем 100 стран

Текст:  Цзе Ли
Российская газета - Спецвыпуск: Дыхание Китая №254 (8902)
В последние годы Китай постоянно увеличивает масштабы инвестиционного строительства в сферу транспортных сетей. В 2013-2021 гг. суммарный объем инвестиций в эту отрасль превысил 27 триллионов юаней, ежегодные инвестиции в основной капитал в сферу железнодорожного транспорта составили 700-800 миллиардов юаней.
Поезд "Фусин" идет по высокоскоростной железнодорожной магистрали "Пекин - Чжанцзякоу". 7 ноября 2021 г. / Лю Шуайчжи / Getty Images
Читать на сайте RG.RU

Стремительно развивающиеся транспортные артерии китайских железных дорог не только позволили огромной массе людей намного активнее путешествовать. Модернизация транспортной сети позитивно влияет на развитие городского строительства, содействует социально-экономическому развитию страны.

За столетие китайские железные дороги как отрасль прошли огромный путь развития, начавшись практически с нуля до внедрения современных отечественных разработок в сферу высокоскоростных железнодорожных магистралей. В 1909 году в Китае была открыта первая в стране железнодорожная ветка "Пекин - Чжанцзякоу". Скорость движения по ней составляла всего 35 км/час. Столетие спустя, в 2019 году, была введена в эксплуатацию высокоскоростная магистраль "Пекин - Чжанцзякоу". Состав по ней мчится со скоростью до 350 км/час. Это первая в мире скоростная железнодорожная магистраль с независимым, автономным управлением.

Китай совершил прорыв в транспортной отрасли и занимает одно из первых мест в мире по уровню технологического развития. В 2006 году состоялся ввод в эксплуатацию самой высокогорной в мире Цинхай-Тибетской железной дороги. Ее протяженность - 1956 км. В 2012 г. была открыта высокоскоростная железная дорога "Харбин - Далянь", ставшая первой в мире высокоскоростной магистралью, построенной в зоне холодного климата. В 2019 году была введена в эксплуатацию промышленная железнодорожная ветка "Хаолэбаоцзи - Цзиань" протяженностью 1837 км. Согласно проекту, ежегодная пропускная способность этой ветки составляет 200 миллионов тонн.

В настоящее время максимальная скорость движения по высокоскоростным железным дорогам Китая составляет 350 км/час. По этому показателю Китай занимает первое место в мире. Однако в последующие годы цель Китая - достичь скорости 400 км/час. В апреле этого года в ходе испытаний была зафиксирована скорость 435 км/час, ставшая мировым рекордом. В прошлом году в г. Циндао сошел с конвейера поезд на магнитной подушке, способный развивать скорость до 600 км/час. Маглев стал первым поездом такого типа в мире, самым скоростным наземным средством сообщения на данный момент.

Где появляется хорошая дорога, отступает бедность. Американский экс-дипломат Куинн выделил факторы, благодаря которым Китай избавил от крайней нужды 770 миллионов человек

Китай построил самую большую в мире железнодорожную сеть с наивысшим уровнем модернизации. В 2021 году общая протяженность введенных в эксплуатацию китайских железных дорог превысила 150 тысяч км, более 40 тысяч из них высокоскоростные. И по этому показателю Китай стабильно занимает первое место в мире. Железные дороги охватывают 81 процент уездов страны. Высокоскоростные железные дороги связывают более 93 процентов городов, население каждого из которых более 500 тысяч человек. Строительство сети высокоскоростных железнодорожных магистралей "четыре вертикали и четыре горизонтали" было завершено досрочно, а сеть железнодорожных магистралей "восемь вертикалей и восемь горизонталей" уплотнит транспортную сеть из высокоскоростных железных дорог.

Разветвленная железнодорожная сеть позволила значительно увеличить пропускную способность. В 2021 году объем внутренних грузоперевозок составил 4,774 миллиарда тонн, из них 80 процентов пришлось на долю каменного угля, продовольствия, нефти и других ключевых грузов, обеспечивающих развитие национальной экономики и рост благосостояния граждан. Популярность сервиса быстрой доставки обеспечивают высокоскоростные железнодорожные магистрали, транспортировка по "холодовой цепи", контейнерные перевозки и другие способы перевозки товаров. Все вместе входит в высокоэффективную систему логистического обслуживания. Железнодорожные артерии страны служат сегодня развитию городов и поселков, близ них сосредоточены крупные объекты промышленности. Транспортная сеть помогает "старым революционным базам", через нее снабжаются места проживания национальных меньшинств и приграничные районы. Это позволило многим людям избавиться от бедности, строить и укреплять "общество средней зажиточности".

Быстрые и комфортные скоростные поезда предоставляют все условия для путешествий, делают возможной "жизнь на два города", облегчают однодневные деловые поездки. Китай из окна скоростного поезда - это неплохая иллюстрация сегодняшнего дня. Но обычные поезда не ушли в небытие. Они по-прежнему курсируют по обширной территории Китая, становясь недорогой альтернативой для тех, кто живет в горных или отдаленных районах.

Наряду с обслуживанием рядовых граждан и вкладом в экономическое строительство транспортная отрасль страны расширяет международное сотрудничество, участвует в разработке международных стандартов. Одна за другой вводятся в эксплуатацию железные дороги, в строительстве которых принимает участие Китай: железнодорожная линия Китай - Лаос, отрезок Беро (железнодорожная магистраль Венгрия - Сербия), Аддис - Абеба - Джибути, Момбаса - Найроби. В настоящее время идет реализация пилотного проекта - строительство высокоскоростной магистрали Джакарта - Бандунг

Технологическое оборудование китайских железных дорог экспортируется в более чем 100 стран. Так, реализуется стратегия "выхода вовне" с полной производственной цепочкой. На иностранных языках опубликовано более 150 технических стандартов китайских железных дорог. Функционирующий в течение 11 лет железнодорожный экспресс "Китай - Европа" - это сегодня 82 маршрута, соединяющие 200 городов 24 европейских стран. Сеть транспортного обслуживания покрывает территорию всей Европы. За 8 месяцев текущего года было отправлено 10 622 состава в рамках проекта грузоперевозок "Китай - Европа". Это обеспечивает стабильность международных логистических цепочек и остается важным фактором, способствующим экономическому развитию регионов.

/ EPA

В последние годы Китай принимал участие в составлении и пересмотре технологических стандартов для высокоскоростных железнодорожных магистралей. Международный союз железных дорог опубликовал "Стандарты для основных объектов инфраструктуры высокоскоростных железных дорог" и "Стандарты проектирования электроснабжения для высокоскоростных железных дорог". Работу по составлению этих стандартов возглавлял Китай. Упомянутые два документа стали первыми в соответствующей сфере, они отражают опыт и возможности Китая в международном строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Китай увеличил инвестиции в транспортную инфраструктуру
Китай