В финале Virtus.pro обыграл датский коллектив Heroic со счетом 2:0. Сначала российская команда выиграла свою карту со счетом 16:12, а затем смогла взять пик соперника - 16:5. В составе Virtus.pro играли Давид n0rb3r7 Даниелян, Петр fame Болышев, Евгений FL1T Лебедев, Джами Jame Али (все - Россия) и Алексей Qikert Голубев (Казахстан).
Победа на турнире статуса Major означает, что команда завоевала звание сильнейшей в мире, отмечает председатель бизнес-кластера "Игровая индустрия и киберспорт" Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Ярослав Мешалкин.
"Шутер Counter-Strike почти двадцать лет остается одной из самых популярных киберспортивных игр, поэтому мэйджор по CS:GO - не только главный турнир по отдельной дисциплине, но и один из важнейших чемпионатов соревновательного гейминга в целом. По сути это чемпионат мира, самая важная веха в карьере любого игрока в "Контру". Чуть менее важная, чем The International для поклонников Dota 2, но тем не менее", - поясняет редактор отдела киберспорта портала Championat.com Иван Мику.
Итоги и весь ход турнира очень удивили экспертов. Большинство фаворитов не добрались даже до полуфинала. Но это ни в коем случае не должно обесценивать победу россиян. Делает ее более драматичной и тот факт, что один из игроков - Алексей Qikert Голубев - был по ходу сезона одним из худших во всей лиге по индивидуальной статистике. По оценкам портала Sports.ru, он занимал пятое с конца место среди 80 человек, учавствующих в турнирах.
"Самым сложным матчем оказался полуфинал. В основном из-за того, что мы вели на второй карте, после выигранной первой, однако проиграли. На третьей мы уже показали характер и вышли в финал", - сообщил "РГ" Дастан "dastan" Акбаев, тренер состава киберспортивного клуба Virtus.pro по CS:GO:.
"Прежние чемпионы FaZe, звездный состав Vitality, мощная американская Liquid, те же NAVI) не добрались даже до полуфинала. Можно даже сказать, что на пути Virtus.pro к титулу почти не было грандов, и почти всегда российская команда считалась фаворитом матча - но по характеру мэйджора победа, конечно, абсолютно заслуженная", - говорит Мику.
Эксперты отмечают очень непростые условия, в которых проходила подготовка к турниру. Во-первых, весной команда потеряла звездного игрока и была вынуждена добирать в состав молодых талантов, которым пришлось приложить немалые усилия, чтобы выйти на нужный в турнире уровень. Путь по сезону также был непростым. Были победы на квалификации к EPL S16, второе место на ESL Challenger Valencia 2022 и первое - на ESL Challenger Rotterdam 2022. Все это далеко не топ-турниры. А вот на топ-турнирах Outsiders играли очень неуверенно. То провально - как на IEM Cologne, где команда заняла последнее место, то средне - как на ESL Pro League S16, где команда остановилась в четвертьфинале.
"Джейм - наверное, самый трудолюбивый игрок в Counter-Strike, который за полгода проделал невероятный объем работы, играл и изучал стратегию CS:GO день и ночь, чтобы вернуть Virtus.pro в топ даже без громких имен. О Норберте и Фейме не знал никто, а сейчас они чемпионы мира. Они очень мощно смогли встроиться в костяк состава, в стиль игры российской команды и развить свои навыки до тех, что необходимы команде - как чуть ранее сделал Флит. Все это вкупе и привело коллектив к титулу. В Рио мы увидели настоящую команду экстра-класса, а не отдельных ярких личностей или сборную солянку, как это часто бывает", - добавляет Мику.
Сыграла свою роль и сложная международная обстановка. Именно этим, в частности, было обусловлено то, что команда выступала как Outsiders, а не как Virtus.pro. В марте турнирный оператор ESL (который проводил мейджор) забанил клубы, которые "связаны с российским правительством". Причем давление и санкционные ограничения зачастую проявляются в произвольном порядке.
"Они выступали под именем Outsiders, так как международный турнирный оператор ESL, ответственный за проведение чемпионата, ограничил возможности клуба Virtus.pro ввиду мировой политической ситуации", - поясняет Мешалкин.
По словам эксперта, тяжело сегодня тем командам, которые по каким-то субъективным или пиар-причинам были выбраны западными турнирными операторами и назначены виноватыми. Каким-то из них пришлось закрыться, какие-то продолжают бороться за свои права.
"Насколько я знаю из публичных интервью нового CEO и инвестора Virtus.pro Арама Караманукяна, сейчас клуб ведет с ESL переговоры о снятии ограничений и надеется на успех. В других киберспортивных дисциплинах, таких как, например, Dota 2, возвращение под свое имя уже произошло", - сообщил Мешалкин.
Призовой фонд чемпионата мира составил 1,25 миллиона долларов. Победителю досталось 500 тысяч долларов призовых. Призовые деньги делятся между всеми участниками команды, - поясняет Акбаев то, как устроен этот процесс в киберспортивной отрасли.
"Деньги делятся между пятью игроками, тренером и аналитиком, если он есть. Также часть достается организации. Процент плавающий, он зависит как от дисциплины (игры, в рамках которой выступает команда), так и от категории турнира. В целом в индустрии принята пропорция 20/80 (20% клубу, 80% игрокам)", - сообщил он.
Еще одной немаловажной частью награды победителям стало прямое приглашение на турниры IEM Katowice 2023 и BLAST Premiere Final 2022.