Автовладельцам живется непросто. Мало того что машину надо обслуживать, так еще необходимо покупать ежегодно полис ОСАГО, а также платить транспортный налог. Как только в Госавтоинспекции машина встала на учет, тут же начинает начисляться транспортный налог.
Но с ним возникает масса проблем, когда машина перестает быть собственностью. Например, автовладелец ее продал, а новый собственник ее на учет в ГИБДД не поставил. Налоговая продолжает считать машину числящейся в собственности у предыдущего владельца.
Но при смене собственника все просто. После заключения договора купли-продажи через десять дней можно прекратить регистрацию машины в ГИБДД. Причем для этого даже ведомство посещать не надо. Все можно сделать через портал госуслуг. Но в случае угона автомобиля вообще не понятно как быть. Дело в том, что с того момента, как машина объявляется в розыск, регистрационные действия с ней невозможны. То есть ее не только невозможно снять с учета, но даже прекратить или приостановить регистрацию нельзя. Вплоть до того момента, пока автомобиль не отыщется.
А что происходит с транспортным налогом при этом? Согласно положениям Налогового кодекса, не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
Однако не все налоговые органы считают обязательным проверять статус автомобиля. В данном случае фискальное ведомство потребовало уплаты транспортного налога за 2017 год с некоего гражданина Круглова. Но вот проблема: в 2016 году машину у этого гражданина угнали. То есть в 2017-м он ею точно не владел. Однако в налоговую автовладелец не предоставил документ о том, что машина находится в розыске. И ведомство решило истребовать деньги через суд.
Суд постановил, что автовладелец обязан выплатить в казну налог и пени по нему. Это решение подтвердили и апелляционная, и кассационная инстанции. Причем несмотря на то, что в суд была предоставлена копия справки следователя о том, что машина находится в розыске с 2016 года и до сих пор не найдена.
Но суды эту справку проигнорировали. Для них было важно, что она не была предоставлена в налоговую. А раз не была предоставлен, значит, автовладелец остался должен.
Но Верховный суд посчитал иначе. По его мнению, суд должен был не только исследовать предоставленные материалы, но и по своей инициативе истребовать и выявлять доказательства в целях правильного разрешения дела. То обстоятельство, что справка о нахождении транспортного средства в розыске не была представлена ответчиком в налоговую инспекцию, не может служить основанием для удовлетворения требований о взыскании транспортного налога в судебном порядке. Так решил Верховный суд и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Налоговое ведомство имеет массу инструментов для проверки данных о собственности гражданина. Например, через систему межведомственного взаимодействия. Но не все налоговики этим пользуются.