Но сначала пандемия, а теперь общественно-политическая действительность значимо повлияли на суть форума. Так, вопреки названию, в программе нынешнего фестиваля исключительно камерная музыка в дуэтной интерпретации солистов Большого и Мариинского театров и известных российских пианистов.
Все концерты этого года проходят в Малом зале "Зарядья". Первыми на сцену вышли молодая солистка Большого сопрано Альбина Латипова и клавесинист/пианист Юрий Мартынов. Программа, как всегда на фестивале, отличалась изысканностью и совершенно неожиданно актуальностью. В ней исключительно французская музыка трех эпох без какого-либо шлягерного налета.
Сначала прозвучала Сюита соль мажор/минор Жан-Филиппа Рамо, где причудливо соседствуют трикоте, менуэты, триолеты с дикарями и цыганами, которых, как следует из оригинального названия пьесы, в XVIII веке считали египтянами. Потом исполнили вокальный цикл "Пять греческих народных мелодий" Мориса Равеля.
После паузы настал черед фортепианного цикла Клода Дебюсси "Эстампы", где автор виртуозно передал в маленьких зарисовках и балийскую медитативность, и мавританский темперамент, а в финале вечера снова Равель - цикл песен "Шехеразада". Свидетельство того, сколь талантливо и ярко с давних времен Запад способен искать пути постижения Востока. И насколько у художников то получается красиво.
Акустика в Малом зале "Зарядья", который можно использовать и в качестве звукозаписывающей студии, отличная. Но, похоже для того, чтобы не решать сложную проблему рокировки на публике двухмануального клавесина и концертного рояля, клавесин оказался странным образом задвинут в левый угол сцены, музыкант сидел спиной к аудитории, а звук уходил куда-то за сцену, отчего, конечно, Сюита Рамо потеряла многие из своих красок.
Цикл Равеля по мотивам подлинных народных напевов Греции не требуют от певца вокального титанизма, а, скорее, естества, юмора, легкости и, в итоге, свободы. Но зависимость певицы от нот, стоящих на пюпитре, создавала впечатление наброска двух интересных музыкантов для работы в будущем.
Три истинно французские mélodie Равеля, составляющие цикл "Шехеразада" на слова Тристана Клингзора (псевдоним Леона Леклера), наоборот, предполагают, что героиня и рассказчица "Тысячи и одной ночи" проявит всю палитру музыкальности и вокального мастерства, тем более, что по авторскому замыслу это сочинение создано для сопрано соло и оркестра. В данном же случае к шикарному фортепьяно Юрия Мартынова в одной из песен присоединилась лишь скромная флейта Натальи Береславцевой, а сопрано Альбины Латиповой стало настоящим украшением этого исполнения, достигнув высшего уровня ансамбливости с пианистом.
Единственный бис - ария Лейлы из оперы Жоржа Бизе "Искатели жемчуга", действие которой происходит на Цейлоне, - не только сделал красивым открытым финал культурного диалога Запада и Востока, но и заставил вспомнить о том, что фестиваль называется "Опера Априори". Исполнительница Альбина Латипова - выпускница Казанского музыкального колледжа им. В.А. Аухадеева и вокального факультета Московской консерватории им. П. И. Чайковского (класс Галины Писаренко), бравшая также уроки у выдающейся певицы Маквалы Касрашвили. Сегодня Альбина - солистка нового поколения Большого: в ее активе за пять лет службы в театре почти дюжина партий, в число которых вошли работы, ставшие событием в музыкальном мире - Гиневра в "Ариоданте" Генделя и Коринна в "Путешествии в Реймс" Россини.
Кстати
В рамках фестиваля "Опера Априори" 28 ноября солистка Большого театра меццо-сопрано Екатерина Воронцова и пианистка Варвара Мягкова представят русское и итальянское бельканто от Михаила Глинки и Джоаккино Россини. А в заключительном концерте лаконичного фестиваля 26 декабря звезда Мариинского театра баритон Владислав Сулимский и пианист Яков Кацнельсон исполнят мощную программу из опусов восточноевропейских классиков - Белы Бартока, Антонина Дворжака и Леоша Яначека, чтобы финальным аккордом прозвучали "Песни и пляски смерти" Модеста Мусоргского.