16.11.2022 03:08
В мире

Россия направит в школы Киргизии 150 учителей

Сергей Малышев: Российских учителей в Кыргызстане может быть больше
Текст:  Артем Петров (Бишкек)
Российская газета - Неделя - Киргизия: №259 (8907)
В следующем учебном году в школах КР будут преподавать 150 педагогов из РФ - участников международного гуманитарного проекта "Российский учитель за рубежом". О самом проекте, который реализуется в Кыргызстане с 2019 года, и о том, почему он важен не только для образовательной системы страны, "РГ" в эксклюзивном интервью рассказал руководитель Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Международный центр образования "Интердом" имени Е.Д.Стасовой" Сергей Малышев. Именно это ведомство является оператором проекта "Российский учитель за рубежом".
Сергей Малышев: Учителя из России сегодня преподают в школах КР русский язык, математику, физику и другие предметы. / Любовь Шкуратова
Читать на сайте RG.RU

- Сергей Вадимович, уже известно, что количество учителей, которые приедут из РФ в республику для работы в школах в следующем учебном году, вырастет более чем в два раза - до 150 человек. Увеличение произойдет по инициативе российской или кыргызской стороны?

Сергей Малышев: Я отвечу на этот вопрос так: соответствующая договоренность достигнута в ходе прошедших недавно переговоров. Но если говорить в общем, то международный гуманитарный проект "Российский учитель за рубежом" расширяется ежегодно. Инициатива набирает силу, мы добавляем новые элементы, которые повышают интерес к участию в ней образовательных организаций не только в Кыргызстане.

Что касается республики, то количество учителей из России в школах могло бы быть, на мой взгляд, даже больше, но имеются объективные причины, которые не позволяют это сделать. К примеру, у государственных общеобразовательных организаций в КР во многих случаях отсутствуют экономические инструменты, которые позволяют без дополнительной финансовой помощи обеспечивать приезжающих в страну педагогов жилыми помещениями. В таких случаях мы совместно с кыргызскими коллегами решаем "жилищный вопрос".

Россия и Киргизия будут развивать связи в рамках новой программы

У приезжающих учителей должна быть крыша над головой. Мы прекрасно понимаем, что создать в каком-нибудь отдаленном селе комфортные условия проживания сложно, но, тем не менее, есть минимальный уровень бытовых потребностей, который необходимо обеспечить. Это наличие горячей воды, тепла, света. Особенно учитывая длительность пребывания в стране и то, что некоторые учителя приезжают вместе с членами своей семьи.

Как правило, обеспечивает жилыми помещениями российских учителей принимающая сторона. Но если это не представляется возможным, мы пытаемся найти варианты компенсации затрат на жилье. Проект финансируется из федерального бюджета, но нам помогают благотворительные организации в странах, где он реализуется. К сожалению, в Кыргызстане такая поддержка есть только в Оше. На данный момент мы работаем над поиском компромиссного решения этого вопроса, чтобы в итоге максимальное количество российских учителей могло приезжать в республику.

- Негосударственные школы республики тоже могут принимать участие в проекте?

Сергей Малышев: Могут. В них также учатся дети, и нет никакой разницы, где они получат знания, которые им дадут преподаватели из России. Вместе с тем именно в негосударственных школах лучше обстоят дела с финансовыми возможностями, и они берут на себя часть расходов на проект - оплату проживания учителей и их перелета из России.

- Расскажите, пожалуйста, если это, конечно, не секрет, о финансовых условиях участия преподавателей в проекте?

В Киргизию прибыла очередная партия продовольственной помощи из России

Сергей Малышев: Они остаются российскими учителями даже если выезжают за границу. С ними заключается трудовой договор, как того требует законодательство РФ, следовательно им предоставляются гарантии в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. У них сохраняется непрерывный стаж, право на досрочный выход на пенсию, им оплачивают 20 часов педагогической деятельности в неделю. Если они в стране пребывания перерабатывают, а это случается, то дополнительную нагрузку оплачивает принимающая сторона в соответствии с национальным трудовым законодательством.

- Каковы требования к участникам проекта? Как происходит набор команды, которая затем отправляется сеять разумное, доброе и вечное в школы других стран?

Сергей Малышев: В первую очередь мы проводим рекрутинговую кампанию в регионах Российской Федерации. В этом нам помогают педагогические вузы. Дальше проходит несколько этапов отбора. Сначала с кандидатами проводят собеседования. За каждой страной-участницей проекта закреплено профильное высшее учебное заведение. Для Кыргызстана это Башкирский государственный педагогический университет имени Акмуллы, который проводит собеседование с кандидатами. Часть их отсеивается на этом этапе. Затем с желающими беседуют методисты "Интердома", которые, к примеру, определяют у кандидатов уровень стрессоустойчивости - все-таки они едут в чужую страну, где культура, традиции и правила поведения могут отличаться от привычных.

- Много ли тех, кто хочет поехать именно в Киргизию?

Сергей Малышев: Не буду лукавить и скажу, что больше всего учителей хотело бы отправиться в Сербию или Турцию. Но есть люди, которые едут в какую-то страну, потому что в ней живут их родственники или близкие друзья. Или потому, что они провели в ней часть своей жизни. В данный момент в проекте "Русский учитель за рубежом" участвуют семь стран - Киргизия, Таджикистан, Сербия, Монголия, Вьетнам, Узбекистан, Турция. В ближайшем будущем к ним присоединятся Китай, Куба, Сирия, Египет.

Какую помощь Россия оказывает Баткенской области Киргизии

К сожалению, во многих школах неправильно понимают цель проекта. Образовательная организация стремится получить хорошего учителя из РФ на как можно более долгий срок. А у нас другая задача. Мы заинтересованы в обмене преподавателями с иностранными партнерами и в подготовке учителей из-за рубежа при помощи министерства просвещения РФ на базе Башкирского государственного педагогического университета или других ведущих педагогических вузов России.

Открытие в Кыргызстане филиала российского педагогического университета могло бы расширить возможности подготовки внутри страны высококвалифицированных преподавателей для работы в школах. Это большая и эффективная программа обучения иностранных учителей, состоящая из нескольких "этажей".

К примеру, в "Интердоме" организуют педагогические классы. К нам скоро должна приехать первая группа учеников старших классов из Кыргызстана. Их будут знакомить с профессией преподавателя русского языка. Мы рассчитываем, что эти юноши и девушки затем вернутся домой, где окончат школу. А потом мы постараемся создать для них "зеленый коридор", чтобы они могли поступать в вузы России, учиться, возвращаться на родину и работать уже непосредственно в республике по полученной специальности. Надеюсь, что такая программа заработает уже в следующем году.

- 150 учителей, которые приедут в Киргизию в следующем учебном году, будут преподавать не только русский язык?

Сергей Малышев: Проект стартовал в 2017 году как раз на базе преподавания русского языка, но затем мы стали добавлять учителей по другим предметам. Сегодня в школах Кыргызстана работают математики, физики, географы, химики, биологи. Но все-таки большинство учителей преподают именно русский язык - 23 человека.

Киргизские школьники побывали на российской авиабазе

Хорошее знание русского языка для граждан республики важно, особенно если говорить об этом в рамках Евразийского экономического союза. Это возможность свободно перемещаться между странами, получать работу в России. Но для нас не менее важно, чтобы молодые кыргызстанцы могли приезжать в РФ, обучаться востребованным в их стране профессиям, возвращаться обратно и трудиться на родине. Наша цель - не рассматривать русский язык только как некий дополнительный инструмент, которому мы обучаем иностранных граждан.

Ключевой вопрос

- Сколько российских учителей направят в сельские школы, сколько - в городские?

Сергей Малышев: В разных странах мы на этот вопрос отвечаем по-разному. Например, в Таджикистане (РТ) оператором проекта является министерство образования и науки РТ. В Кыргызстане, в Оше - Ошское городское управление образования, а в Чуйской области и в Бишкеке оператор пока, к сожалению, не определен. А ведь как раз он и распределяет учителей по школам, исходя из имеющихся потребностей.

Иными словами, пока на данном этапе распределение учителей в Бишкеке, Чуйской и Иссык-Кульской областях идет по особому пути. Мы ведем работу напрямую с школами, но, безусловно, согласовываем ее с министерством образования и науки Кыргызстана, так как именно оно обладает наиболее полной информацией о потребностях национальных учебных заведений в российских учителях. Надеемся, что в ближайшее время министерство выступит в качестве оператора проекта в стране или делегирует эти полномочия управлениям образования.

Кыргызстан