17.11.2022 10:31
Барнаул

Почему в Барнауле не хватает автобусов на городских маршрутах

Текст:  Татьяна Кузнецова (Барнаул)
Российская газета - Экономика Сибири: №260 (8908)
Барнаульцы в последнее время все чаще жалуются на сокращение числа автобусов на городских маршрутах. В результате им приходится долго стоять на остановках в ожидании общественного транспорта. Перевозчики говорят, что основная причина нехватки машин на линии - острый дефицит водителей и изношенный парк техники, который в нынешних условиях очень сложно обновлять. Как в Барнауле планируют решать проблему регулярности работы общественного транспорта, разбиралась корреспондент "РГ".
Новые автобусы большой вместимости барнаульские автопредприятия закупали в последний раз в 2013 году. / Татьяна Кравченко
Читать на сайте RG.RU

В администрации Барнаула подтвердили, что в последнее время автобусы стали реже ходить по многим маршрутам в связи с нехваткой водителей и высоким износом подвижного состава.

- Последнее крупное обновление парка автобусов перевозчики провели в прошлом году, заменив 43 автобуса малого класса и 20 - среднего, - отметил председатель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула Иван Гармат. - В этом году благодаря финансовой помощи средствами регионального бюджета для муниципального предприятия "Горэлектротранс", которое занимается трамвайными и троллейбусными перевозками, приобретено десять трамвайных вагонов и еще пять трамваев передали Барнаулу из Москвы.

А вот новые автобусы большой вместимости, как рассказали корреспонденту "РГ" в некоммерческом партнерстве "Автомобильные перевозчики Алтая", барнаульские автопредприятия закупали в последний раз в 2013 году - ЛиАЗы российского производства, стоимостью около четырех миллионов рублей каждый. С тех пор при-обретали лишь поддержанные машины и ремонтировали имеющийся подвижной состав. В результате больше семидесяти процентов такой техники давно выработало свой ресурс.

- Если раньше мы могли покупать импортные автобусы большой вместимости, пусть поддержанные, но в хорошем состоянии, то сейчас такой возможности нет, - говорит глава некоммерческого партнерства Николай Орлов. - Новые отечественные машины сегодня стоят уже четырнадцать-пятнадцать миллионов рублей, в лизинг - восемнадцать миллионов.

Михаил Мишустин: Поддержка транспортной отрасли показала свою эффективность

Ни одно предприятие не потянет такие расходы, которые к тому же никогда не окупятся, учитывая короткий срок службы автобусов. Так что без государственной поддержки эту проблему не решить.

По мнению автоперевозчиков, чтобы обновить автобусный парк в Барнауле и других городах края, нужна такая же поддержка, какая была оказана в прошлом году сельским муниципалитетам. Для них на средства краевого бюджета закупили 193 новых автобуса, чтобы восстановить пассажирские перевозки на внутрипоселковых и межмуниципальных маршрутах. Машины передали муниципальным автопредприятиям, а также в льготную аренду частным автоперевозчикам.

- То, что регион выделил пятьсот миллионов рублей на закупку автобусов, позволило почти на сто процентов решить проблему обновления подвижного состава на сельских маршрутах, - утверждает Николай Орлов. - К сожалению, городов это не коснулась. Но в бюджете Барнаула, как и Бийска, Рубцовска и других городов края, средств на поддержку технического обновления парка общественного транспорта просто нет. Поэтому для них нужна такая же региональная программа.

Еще одна острая проблема - дефицит кадров. По словам руководителя барнаульской компании "Евробус плюс" Романа Арапова, у предприятий сегодня не хватает до 25-30 процентов водителей, и в результате даже имеющиеся автобусы не могут выйти на маршруты. "Мы почувствовали на себе последствия так называемой демографической ямы. Молодежи мало, и та не горит желанием идти в водители общественного транспорта, ведь работа тяжелая, техника изношенная, а зарплата небольшая", - подчеркнул он.

По данным НП "Автомобильные перевозчики Алтая" средний возраст водителей на пассажирских перевозках в крае превышает пятьдесят лет. Средняя зарплата в Барнауле у водителей на больших автобусах 35 тысяч рублей в месяц, а в соседнем Новосибирске для сравнения - более пятидесяти тысяч. Перевозчики предлагают перенять опыт Новосибирской области по привлечению молодежи. Здесь практикуют целевое обучение водителей категории "Д". Его оплачивают из регионального бюджета при условии, что водители отработают не менее трех лет на автопредприятиях.

Что забывали в московском метро в ноябре

Кроме того, барнаульские автоперевозчики готовят обращение в администрацию города о повышении тарифа на проезд в связи со значительным увеличением себестоимости транс-портных услуг. Тариф предлагают поднять с 28 до 32 рублей. "Такое повышение не позволит обновлять подвижной состав, а только покроет выросшие расходы на дизельное топливо, запасные части, оплату коммунальных услуг и зарплаты. Это тариф выживания, а не развития", - подчеркивают авторы обращения.

- Для глобального решения проблем необходимо менять всю систему городских пассажирских перевозок и переходить на брутто-контракты, - уверен Николай Орлов. - При такой системе все платежи за проезд поступают в городской бюджет, а муниципалитет оплачивает исполнителям-автоперевозчикам весь объем выполненных работ. Тогда автопредприятия смогут вкладывать и в обновление парка, и в повышение зарплат. В Барнауле даже разработали такую программу, но если перейти на эту систему, то организация пассажирских перевозок потребует около четырех миллиардов рублей из городского бюджета ежегодно. Понятно, что таких денег у муниципалитета нет. Раз пока невозможно перевести отрасль на работу по брутто-контрактам, нужно искать компромиссные решения для ее развития.

- Муниципалитет и сегодня заключает с нами контракты, но стоимость их чисто символическая - копейка за километр, - комментирует ситуацию Роман Арапов. - В год выходит восемнадцать-двадцать тысяч рублей. Хорошо хоть стали почти в полном объеме компенсировать из средств бюджета проезд льготников. Если раньше нам возвращали за них до 15 рублей при стоимости проезда в 25, то сейчас 24 рубля при тарифе в 28. Отрасль давно находится в состоянии хронического недофинансирования. И тут два пути: либо переходить на систему брутто-контрактов, либо принимать государственные программы, которые помогут нам обновлять технику и решать кадровую проблему.

В Ставрополе водители маршруток подали в суд на краевой минтранс

Городские власти пообещали рассмотреть вопрос о повышении тарифов и проработать новые формы поддержки перевозчиков, чтобы стабилизировать ситуацию с пассажирскими перевозками.

Справка "РГ"

В Барнауле действует 79 маршрутов: 68 - автобусных и 11 - электротранспорта. Электротранспортными перевозками занимается одно муниципальное предприятие, все автобусные маршруты обслуживают 26 частных предприятий и предпринимателей. Ежедневно на линию выходит порядка 600 единиц пассажирского транспорта. В 2022 году на поддержку работы общественного транспорта в городском бюджете предусмотрено 475,1 миллиона рублей, что на 22,6 процента больше, чем в 2021-м.

Барнаул