17.11.2022 15:29
Культура

"Российская газета" публикует эксклюзивные фото со съемок фильма Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих"

Текст:  Сусанна Альперина
К 95-летию со дня рождения Эльдара Рязанова в повторный прокат выходит "Вокзал для двоих". Фильм можно смотреть в кинотеатрах с 17 ноября как часть проекта "Мосфильм. Золотая коллекция в кино". К юбилею режиссера, который отмечается завтра, 18 ноября, зрители смогут увидеть отреставрированный шедевр в формате 4К.
Читать на сайте RG.RU

"Российская газета" публикует эксклюзивные фотографии со съемочной площадки "Вокзала для двоих", предоставленные телеканалом "Мосфильм. Золотая коллекция" специально для наших читателей.

/ предоставлено телеканалом Мосфильм. Золотая коллекция

"Вокзал для двоих" режиссер Эльдар Рязанов снял как завершающую часть трилогии о любви, в которую вошли его совместные работы со сценаристом Эмилем Брагинским - "Ирония судьбы, или С легким паром!" и "Служебный роман".

На фото: режиссер Эльдар Рязанов (в центре) на съемках фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.

/ предоставлено телеканалом Мосфильм. Золотая коллекция

Несмотря на довольно печальную завязку истории, согласно которой герою предстоит отбывать срок за чужую вину, сценарий был написан в облегченном, комедийном ключе. Съемки картины начались зимой 1982 года. Первыми снимали сцены, связанные с колонией: свидание Веры и Платона, их бег на утреннюю поверку. По словам режиссера, драматическая суть этих событий наложила отпечаток на атмосферу последующих версий сценария и окончательно определила жанр фильма как трагикомедию.

На фото (слева направо): Олег Басилашвили в роли Платона и режиссер Эльдар Рязанов на съемках фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.

/ предоставлено телеканалом Мосфильм. Золотая коллекция

Для Олега Басилашвили "Вокзал для двоих" стал третьей совместной работой с Эльдаром Рязановым, а пианист Платон Рябинин - первой положительной ролью, которую артист давно просил у режиссера.

На фото: Олег Басилашвили и Эльдар Рязанов на съемках фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.

/ предоставлено телеканалом Мосфильм. Золотая коллекция

Работа над фильмом "Вокзал для двоих" возобновила сотрудничество Эльдара Рязанова и Людмилы Гурченко ровно через двадцать один год после выхода комедии "Человек ниоткуда". Режиссер был восхищен профессионализмом актрисы, ее знанием этапов кинопроизводства и отношением к коллегам. В сценах с Олегом Басилашвили, где в кадре не требовалось присутствие героини, Гурченко оставалась на съемочной площадке и подыгрывала в полную силу, помогая партнеру выразить чувства персонажа.

На фото (за столом): Олег Басилашвили и Эльдар Рязанов и Людмила Гурченко на съемках фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.

/ предоставлено телеканалом Мосфильм. Золотая коллекция

Рязанов отмечал, что, пригласив интеллигента Никиту Михалкова на роль проводника Андрея, сыграл на контрасте социальных слоев артиста и персонажа. Из маленькой роли Михалков сумел создать яркий и объемный образ. Режиссеру особенно понравилась следующая придумка актера в сцене стычки в ресторане: во время разговора с Верой проводник отталкивает сложенными на груди руками подошедшего Рябинина, и тот улетает в угол, ломая стол.

На фото: съемки сцены в ресторане, фильм "Вокзал для двоих", 1982 год.

/ предоставлено телеканалом Мосфильм. Золотая коллекция

Авторы фильма сознательно включили в картину несколько моментов, не соответствующих реалиям жизни, но необходимых в развитии сюжета. Так, комплексный обед, заранее приготовленный на промежуточных станциях для пассажиров поездов дальнего следования, ушел в прошлое с появлением вагонов-ресторанов. К тому же, за правонарушение, вменяемое пианисту Рябинину, должна была грозить не режимная колония, а колония-поселение с более мягкими условиями содержания.

На фото: режиссер Эльдар Рязанов (в центре) со съемочной группой фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.

/ предоставлено телеканалом Мосфильм. Золотая коллекция

Основные события фильма разворачиваются в вымышленном городке Заступинск. Площадками для его съемки стали улочки Ленинграда, Таганская площадь столицы, сооружения и внутренние помещения Витебского вокзала Ленинграда и Рижского вокзала в Москве. Сцена прощания Веры и Платона были сняты на столичной станции Лосиноостровская, которую ранее Рязанов запечатлел в "Служебном романе".

На фото: режиссер Эльдар Рязанов (в центре) на Таганской площади со съемочной группой фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.

/ предоставлено телеканалом Мосфильм. Золотая коллекция

"Дебют на базаре" пианиста Рябинина снимали на Тушинском рынке в Москве. Специально собирать массовку не потребовалось, ее заменили обычные покупатели, пришедшие по своим делам.

На фото (в центре): Олег Басилашвили и Эльдар Рязанов на съемках фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.

/ предоставлено телеканалом Мосфильм. Золотая коллекция

Эпизоды картины, связанные с колонией, снимали в Московской области: в Икшинской воспитательной колонии для несовершеннолетних, в деревне Коверьянки и в районе города Лыткарино. Физически тяжело далась сцена бега героев по зимней трассе, причем не только Гурченко и Басилашвили. Оператор Вадим Алисов вспоминает, как он с камерой и помощниками сидел на санях и снимал происходящее, а остальные участники группы быстро везли их по дороге. Рязанов не был исключением и временами тоже выступал в качестве тягловой силы.

На фото: режиссер Эльдар Рязанов (за камерой) и оператор Вадим Алисов (на первом плане) на съемках фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.

/ предоставлено телеканалом Мосфильм. Золотая коллекция

"Вокзал для двоих" вышел на экраны 11 февраля 1983 года и был признан "Лучшим фильмом года" по версии журнала "Советский экран". Людмилу Гурченко зрители назвали "Лучшей актрисой года". На Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде исполнительница получила приз за "Лучшую женскую роль", а Эльдара Рязанова наградили "За вклад в развитие советской кинокомедии". В 1983 году картина была номинирована на главный приз Каннского кинофестиваля.

На фото: режиссер Эльдар Рязанов (в центре) на съемках фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.

Плакал ли генсек на просмотре фильма "Вокзал для двоих"? Пять мифов о картине, которая выходит в повторный прокат
Наше кино