Особенность первая. Неоконченная школа. Работа с геологами
Очень интересная страница в биографии патриарха Кирилла - его работа с ленинградскими геологами. После окончания восьмого класса средней школы он поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию и три года работал техником-картографом, совмещая работу с обучением в школе.
Мама протестовала против такого поворота судьбы, и они с сыном по этому поводу даже ездили к старцу. Мама рассчитывала, что духовный человек вернет хорошо успевающего мальчика на подобающую стезю и он продолжит светское образование. Но старец, возможно провидя будущую судьбу мальчика, неожиданно сказал: пусть он следует своему выбору, не мешайте ему.
Напомним, что 60-70-е годы профессия геолога была одной из самых привлекательных и романтичных. В геологических экспедициях работали, например, Андрей Тарковский и Иосиф Бродский.
Геология много значила для будущего страны, и мы до сих пор пользуемся итогами геологических открытий и находок того времени. Но, похоже, это была в том числе своего рода человеческая и социальная инициация. Городские люди выбирали жизнь и работу на природе, надолго уходили из мегаполисов, но не в деревню, а в первозданную природу. До сих пор захватывает дух от хороших фильмов, рассказывающих о России, увиденной глазами геологов, об их открытиях.
Геология, как всякая наука, требовала от тех, кто ею занимался, методичности действия и при этом включала в себя активную практику. Но помимо трудовой закалки, работа в геологической партии стала своего рода неформальным культурным университетом. Рядом с мальчиком были городские, высокообразованные, независимые, не загнанные в ячейки бюрократических структур, не преследуемые унижениями мелкой власти люди. Готовые говорить не только о работе. Там он слышал, например, разговоры о классической музыке…
За этим могла скрываться и начинающая входить в моду у молодых людей того времени "философия ухода" - от банального течения жизни, от штампов и запрограммированности судьбы.
Особенность вторая. Аскеза дела. В Оксфорде будет учиться другое поколение
Среди неожиданных признаний патриарха о своей жизни - воспоминание о том, что покровительствующий ему во время учебы в Духовной академии митрополит Никодим Ротов, обещавший ему возможность поучится в Оксфорде, неожиданно свернул свое обещание: "Следующее поколение будет учиться в Оксфорде, а твоему поколению нужно работать". Патриарх Кирилл точно из поколения людей, чей выбор обычно предполагает некую аскезу судьбы. По требованию того же митрополита Никодима в академии он сдавал за один год два курса.
Организационная работа, судя по всему, с молодости и всегда занимала весомое место в его деятельности. Иногда ее ошибочно называют "чиновничьей", но на самом деле это эффективная управленческая работа, не позволяющая пробуксовки в делах и позволяющая выстраивать стратегию действия.
Особенность третья. Из Петербурга в Смоленск. Слом карьеры, ссылка
В 1984 году ректор Ленинградской духовной академии и семинарии был по сути "сослан" в далекую провинциальную кафедру в Смоленск за неверную, не такую, какой требовали "кураторы" церкви, самостоятельную позицию.
После признанного интеллектуального и духовного центра, места, притягивающего лучшие умы (Сергей Аверинцев), ученых людей (астроном, профессор математики Елена Казимирчак-Полонская, вернувшаяся после войны из Польши "послужить России", переводила для ректора с французского) он оказался в невероятной глуши.
В первую же ночь на новом месте ему, по его воспоминаниям, пришлось ночевать в комнате, где по кровати, на которой он спал, бегали крысы. Бездорожье, жизнь далеких сельских храмов, стройки и ремонты, драматические истории продолжающегося преследования людей, особенно интеллигенции, за веру.
Но при этом не угасало его "горение в деле и ни с чем не сравним был приобретаемый опыт жизни в глубинной России. Не угасало и вдохновение проповеди, многие из издающихся сейчас проповедей патриарха были произнесены тогда.
Без смоленской страницы своей судьбы, как без геологической партии в юности, патриарх бы не был человеком, "видевшим жизнь" в самых простых и трудных ее сюжетах. Спустя годы, он вспоминал, как будущий патриарх Алексий II сказал ему при переводе в Смоленск. что мы часто не знаем, почему происходит тот или иной поворот в нашей судьбе, но потом все открывается, и выясняется, что Господь повернул жизнь к лучшему. Остался документальный фильм, снятый о митрополите Кирилле во времена его пребывания в Смоленске. В нем он очень молод и вдохновлен возможностью рассказать о церковной жизни.
Что же касается позиции, за которую его выслали, то можно предположить, что выбранная им тогда позиция теперь, в тяжелые для России времена, срабатывает ей и церкви на пользу.
Особенность четвертая. Молчание в ответ на обвинения в личных богатствах
Молчание патриарха в ответ на совершенно разнузданное сочинение и тиражирование в интернете слухов о его несуществующем личном богатстве и пристрастии к нему для светского сознания было совершенно необъяснимо (или служило соблазном принять это за косвенное подтверждение, что так оно и есть). Человек церковный мог объяснить это только известным из опыта святых отцов Церкви подвигом претерпевания клеветы и специального неопровержения ее. Обвинения на святых сыпались самые страшные, но обычно их все-таки ниспровергала сама жизнь. Во времена фейков и постправды общество не так легко справляется с самоочищением от лжи и фантазий. Со святыми людьми XX века, как в случае со святителем Иоанном Сан-Францисским и Шанхайским или преподобным Нектарием Эгинским, дело доходило до судов и следствия против них.
Но в ковидные времена во время проповеди патриарх рассказал, как епископ просил у него денег "с личных счетов", которых никогда не существовало, и какой ответ услышал. Это был необходимый "холодный душ" для сочинителей откровенной неправды.
Особенность пятая. Реакция на санкции. Небоязнь публичного спора
Оказавшись под санкциями правительства Британии и МИД Канады, а также получив запрет на въезд в Литву, патриарх Кирилл подчеркивает, что готов к прямому публичному разговору о происходящем, к обоснованию своей позиции и, в частности, к выступлению на западном ТВ. Никогда не боявшийся прямого обращения к пастве и не убегавший от разговора с телезрителями о вере, он готов адресовать его и западной публике, западным политикам.
Особенность шестая. Память о лагерях и ссылках деда.
Недавно в г. Лукоянове в Нижегородской области открыт музей священника Василия Степановича Гундяева, деда патриарха, прошедшего 47 тюрем и семь ссылок. Он прожил 30 лет в заключении, в том числе и на знаменитых Соловках. Он арестовывался и ссылался за то, что оставался верным церкви и смело противостоял инспирированным советской властью "обновленцам". Биография пострадавшего за веру деда была и остается нравственной опорой для патриарха Кирилла.