Из законопроекта следует, что все владельцы сайтов и информационных систем, использующие рекомендательные технологии, должны будут обеспечивать возможность "полного или частичного" отказа пользователей от их применения. Грубо говоря, должен появиться выключатель рекомендаций. Причем, судя по всему, по умолчанию он должен быть выключен.
Так что же такое - рекомендательные сервисы?
Если совсем просто, то рекомендательные системы или рекомендательные сервисы - это алгоритмы, которые знают о пользователе больше, чем он сам. Они используются в наших соцсетях, приложениях и иных сервисы, которыми мы пользуемся каждый день.
Рекомендательные сервисы собирают данные "явными" и "неявными" способами. В первом случае пользователю будет предложено анкетирование и согласие на обработку данных. Во втором - эти данные собирают на основе его запросов и предпочтений без его ведома.
Допустим, есть Катя и Ваня, они часто дома вечером заказывают суши и смотрят сериалы в одном из популярных онлайн-кинотеатров. И есть их сосед Рома, который также часто заказывает пиццу и сидит в соцсетях. Рекомендательные системы могут Кате и Ване в очередной попытке заказать еду посоветовать любимую пиццу их соседа Ромы. А Роме показать в одной из соцсетей его соседей Катю и Ваню и предложить их "зафрендить".
Более сложные системы способны узнать о вас то, в чем вы сами себе не признаетесь или то, о чем вы еще не знаете. Собственно именно по этой причине зарождались эти алгоритмы в индустриях знакомств и порно - там, где люди не склонны делиться информацией о себе или даже не подозревают о тех или иных своих предпочтениях.
Хрестоматийный пример - интернет-магазин, который начал предлагать женщине товары для беременных в тот момент, когда она еще сама не знала, что беременна. Алгоритмы уловили изменение ее поведения и предпочтений, собрали вместе ряд разрозненных данных и пришли к выводу.
Что означает отключение этих систем? Большие потери в сфере онлайн-торговли и маркетинга. Ежегодно все уважающие себя маркетплейсы, крупные игроки онлайн-торговли тратили бюджеты на внедрение уже готовых решений рекомендательных систем или писали под себя. Полный или частичный запрет таких систем - это миллионные убытки по прогнозам экспертов рынка.
В чем обвиняют рекомендательные сервисы? В том, что они не всегда рекомендуют то, что нужно нам, а ненавязчиво продвигают то, что нужно кому-то другому. И знаете, зачастую это действительно так. Мы ведь вряд ли захотим посмотреть рекламу? Ну, если честно. А если мы будем слушать или смотреть только то, что мы знаем и любим, то нам это достаточно быстро надоест, и мы уйдем с сервиса к его конкурентам. Чтобы этого не произошло, нам постоянно подмешивают немного свежего контента и смотрят, как мы на него реагируем.
Что это будет для обычного пользователя? Наконец-то он будет избавлен от навязчивой рекламы и надоедливого контента. То есть, в очередной раз зайдя в крупный маркетплейс, он больше вам не напомнит, что у вас, возможно, заканчивается кофе или гель для стирки. Вам больше не подберут похожие по модели и цене кроссовки, вы как бы случайно не узнаете, что вышел новый сезон вашего любимого сериала. А YouTube не покажет обновление на канале, на который вы даже не подписаны.
Очень интересно, как же в новых условиях будет работать Интернет?