Впрочем, не стоит особенно обольщаться по поводу роста количества продаж этих, пока еще необычных для нашего рынка, машин. Ведь всего их было продано 2,1 тысячи с начала года. Общий парк "электричек", как их любят называть специалисты рынка, в России - 23 тысячи штук. Это при том, что в Китае только в этом году продано полтора миллиона таких машин. В США их было продано 272 тысячи. У нас столько составил общий объем продаж автомобилей за прошлый год.
Однако, как считают эксперты рынка, спрос на эти автомобили будет расти. По словам исполнительного директора агентства "Автостат" Сергея Удалова, мы только начале пути. Покупают такие автомобили люди высокообеспеченные, которым интересно пробовать что-то новое. Еще один сегмент роста - подержанные электромобили. Их приобретают люди экономные. Ведь расходы на содержание такой машины значительно ниже, чем на традиционные.
Да и простота технологий, применяемых в электромобилях, если не считать батарей, позволит быстро наладить их производство, начиная от сборки до локализации.
Кстати, о сборке и локализации. Как рассказал руководитель специальных проектов компании Evolute Василий Чеботарев, представляя китайскую модель i-Joy, которая производится в Липецке, пока такой автомобиль собирается из машинокомплектов. Но к 2032 году планируется 5 тысяч деталей производить в России. Это почти 100-процентная локализация.
Также планируется ставить российские батареи, которые будут производиться в Калининграде.
Напомним, что сейчас этот автомобиль стоит 2,9 миллиона рублей. Если брать его по программе господдержки со скидкой, то он обойдется уже в 2,2 миллиона.
Любопытна также премиальная линейка того же китайского производителя. Кроссовер Voyah Free и минивэн Voyah Dreamer. Они поставляются к нам в гибридной и полностью электрической версиях. Но пока собирать их у нас не планируется.
Как отмечают эксперты, главная проблема в развитии электромобилей - их высокая цена по сравнению с машинами с двигателем внутреннего сгорания, а также малое количество зарядных станций.
С последней проблемой смог бы побороться Dongfeng Fukang. Этот электромобиль разработан на платформе Peugeot 408 и уже сейчас пользуется спросом для корпоративных парков и в такси. В следующем году он будет комплектоваться сменной батареей. То есть не надо будет ждать, пока машина зарядится. За четыре минуты поменял батарею и поехал дальше.
В Китае эта технология активно развивается. Впрочем, есть серьезная сложность. Такая замена требует организации множества точек замены батарей вместо развития зарядных станций. А батареи на разных автомобилях отличаются.
Так что, возможно, вскоре потребуется разработать единый стандарт и для батарей, а не только для розеток и штепселей. Кстати, стоит Dongfeng Fukang чуть больше 3 миллионов рублей - слегка дороже Evolute.
Также новинка на нашем рынке - кроссовер Skywell ET5. Он оснащен двигателем мощностью 204 л.с. и обладает запасом хода в 400 км. Время разгона до 100 км/ч составляет 7,9 секунды.
Он буквально напичкан всеми возможными ассистентами и помощниками. А также имеет круговой обзор. В общем все как у машин премиум-класса, хотя относится к среднеценовому сегменту. Стоит в районе 4,5 миллиона.
А вот поистине дорогой экземпляр - HongQi E-HS9. Стоит 11 миллионов рублей. Но это действительно премиум-класс. По салону машину можно сравнить разве что с Aurus. Хотя электроники в ней гораздо больше. Автомобиль выдает больше 550 л.с. Запас хода на одном заряде составляет до 450 км.
Но это еще не предел стоимости. Буквально напротив стоял Mercedes-Benz EQS 53 AMG 4MATIC. Первый в истории марки серийный спортивный электромобиль. До 100 км/ч он разгоняется за 3,8 с. Заряда батареи хватит на 560 км. Внутри машина выглядит как НЛО.
Примечательно, что если обычные электрокары бесшумные, то данному представителю сохранили фирменное глубокое урчание двигателя внутреннего сгорания. А стоит это чудо-техники 16,5 миллиона.
В общем, при таких ценах электрички останутся гаджетами для богатых.
Большинство китайских электромобилей еще лишь осваивают наш рынок. Только входят на него. И покупатели, судя по всему, пока относятся к ним с опаской.
Потому что, судя по статистике, больше всего в этом году было приобретено новых Tesla, за ним следует Porsche, а на третьем месте - Audi. Ни одна китайская марка пока не вошла даже в десятку самых продаваемых электромобилей.
В парке же электрокаров и гибридов, которые зарегистрированы в России, более половины - почти 53 процента - приходится на модели Nissan. Tesla со своими десятью с половиной процентами занимает второе место по распространенности. На третьем месте оказался Mitsubishi - почти 10 процентов.
На китайские модели приходится порядка 4 процентов всех электрокаров в России.