Сергей Васильевич, переход от руководства театром оперы и балета к драме - это ведь не просто площадь перейти, хотя географически так и есть. Был в вашей карьере и другой не менее крутой поворот - из физиков в лирики. Тяжело человеку с рациональным мышлением работать с актерами?
Сергей Филиппов: Тут есть нюанс, между физикой, которую я изучал в университете, и культурой была еще муниципальная служба и руководство региональным департаментом информполитики. А работа с журналистами - такая вот хорошая репетиция перед артистами и музыкантами, все ведь люди творческие. Еще хочу внести уточнение, я теперь, если так можно выразиться, и физик, и лирик - в 2021 году окончил магистратуру по специальности "история", и темой моей научной работы, конечно, была сфера культуры.
Конечно, специфики в театре много. Работа с творческими людьми, каждый из которых личность со своими особенностями и богатым воображением, с умением перевоплощаться, в том числе подстраиваясь к собеседнику, играя ту или иную роль. А задача руководителя отличать одно от другого и решать реальную проблему человека. Помнится, как Константин Райкин, рассказывая про своего отца Аркадия Исааковича, говорил, что тот не просто делал какое-то дело, а даже "спускаясь по лестнице, играл роль великого актера, спускающегося по лестнице". Чувствуете разницу?
Еще в прежние годы мы частенько слышали, что тот или иной самарский актер получил звание заслуженного и даже народного, а сегодня - тишина. Актеры стали хуже играть или Москва "экономит" награды?
Сергей Филиппов: Если вы обратите внимание, то большинство наших звезд сцены получили свои почетные звания на федеральном уровне в 90-е годы. Тогда их действительно давали больше, а потом резко сократили. Тут много причин - и чтобы высокие титулы не девальвировались, как переживали старшие коллеги, и чтобы не перегружать бюджет, ведь за каждым званием стоит то или иное материальное вознаграждение. В последние годы наметился все же поиск рациональной середины, но сложностей хватает. Дело в том, что каждое представление в Москве рассматривает авторитетный общественный совет, а кого там лучше знают? Конечно, тех, кто снимался в кино, на центральном телевидении, то есть столичных. Потом, прежде чем претендовать на федеральное звание, нужно получить "титул" региональный, если он предусмотрен в местном законе. А подать документы на уровне региона тоже может лишь тот актер, кто с успехом отработал в нашем театре не менее 10 лет. Вы понимаете, как это много для артиста балета, у них вся карьера в десятилетии... Но мы, в частности я, работая директором Самарского театра оперы и балета, стараемся следить за этим процессом и вовремя подавать документы на поощрение актеров. Ведь труд на сцене действительно требует огромного таланта и самоотдачи! Радостно, что наградной процесс, о котором мы говорим, в Самарской области возобновился. Недавно звание "заслуженного" получили Ксения Овчинникова, балерина Шостакович-опера. В "листе ожидания" - еще два актера из Драмы и оперного театра, имена называть пока не буду, но они хорошо известны и любимы зрителями.
Артистов хороших много, да вот играть им нечего, драматурги ничего стоящего не создают. Вам такой упрек от зрителей или театральных критиков слышать не доводилось?
Сергей Филиппов: Я с подобным утверждением, в любом случае, не согласен. В театре далеко не все зависит от злободневности, точнее, даты написания текста пьесы. А потом, классика настолько богата, что можно ставить и ставить. На сегодня в репертуаре нашего театра драмы не осталось ни одного Островского, нет Гоголя, а ведь еще есть масса прекрасных драматургов советского периода - Володин, Арбузов, Вампилов... Театр ведь это не про сегодня , в отличие от публицистики, а про человека, который по сути своей остается все тем же со времен Гомера. Меняются обстоятельства, обороты речи, технологии и так далее.
Но и если говорить про наши дни в чистом виде, то в нашем репертуаре есть спектакль "Жанна" по пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович. Недавно с успехом прошла премьера на малой сцене спектакля "Катапульта" белорусского автора Дмитрия Богославского. Минувшей весной представили публике "Весы" Евгения Гришковца.
Понятно, что Самарский театр драмы в последние годы переживал не лучшие свои времена, хотя зрительный зал всегда был полон. Но это, как мне кажется, немножко о другом, о дефиците мест в культурном пространстве, при которой публика готова потреблять все. Сам же любимый всеми с детства театр, мягко говоря, лихорадило - смена директоров, постоянный пересмотр проекта реконструкции и сроки начала строительных работ на историческом здании и так далее. Понятно желание Минкульта направить в театр проверенного управленца, но вам-то самому не жалко было оставлять Оперный?
Сергей Филиппов: Три года совместной работы с Юрием Бурлакой (худрук балета) и Евгением Хохловым (худрук и главный дирижер) в Самарском театре оперы и балета, конечно, дали свои плоды. Ну хотя бы тот факт, что театр получил свою первую "Золотую Маску" и имя Дмитрия Шостаковича. Да, он сегодня на подъеме, и меня это радует. Кстати, там я тоже остаюсь на должности первого замдиректора. Но меж Горьким и Шостаковичем не разрываюсь, а большую часть времени, конечно, отдаю театру драмы. Это реально, ведь театры географически очень близки - только площадь перейти, потом в них совершенно разные жанры, что позволяет их не смешивать. А многие управленческие и творческие вещи, которые удалось реализовать в Оперном, сегодня пробую применить в и в Драме.
К слову, была же когда-то объединенная дирекция Императорских театров, да и их взаимодействие вещь очень полезная. Вот сейчас режиссер из Санкт-Петербурга Сергей Морозов ставит в нашей драме спектакль "Фредерик, или Бульвар преступлений", по сути, это будет юбилейный бенефис нашего золотомасочника Владимира Гальченко. Так вот с костюмами нам помогает оперный театр, так как своих мощностей не хватает.
Зрительская премьера "Фредерика" пройдет в январе. Зрители увидят пьесу про театр Франции XIX века и все, что с Театром и его людьми связано. Думаю, будет интересно, во всяком случае, у режиссера и труппы сложились очень хорошие творческие отношения. Есть планы поставить к маю-июню "Бесприданницу" Островского, которой на сцене Самарской драмы давно не было. А чуть раньше - "12 подвигов Геракла" - это не только для юного зрителя, там будет о чем подумать. И если все сложится, хотелось бы поработать с вечными "Мертвыми душами" Гоголя.
Как работает сегодня театр драмы без худрука, наверняка претендентов и внутри самой труппы достаточно?
Сергей Филиппов: Они есть, конечно, но не буду пока называть имен, потому что художественный совет, который мы создали в театре и куда кроме администрации вошли наиболее авторитетные актеры, решил, что надо присматриваться к людям, в том числе к приглашенным режиссерам, как они выстраивают взаимодействие с труппой не только в творческом, но и в человеческом плане. Резать по живому - это значит потерять театр, чего едва не случилось при переходе театра от Монастырского к Гвоздкову, хотя оба были прекрасные режиссеры и руководители. Пока все вопросы мы решаем коллегиально.
Станет ли вечный сценарий реконструкции Самарской драмы реальностью?
Сергей Филиппов: Да, вопрос этот стоял еще при нашем великом режиссере Петре Львовиче Монастырском, который возглавлял театр до 1995 года. На сегодняшний день есть проект, он оптимизируется разработчиками совместно с театром, чтобы снизить стоимость работ, все наши мечты бюджет не потянет. Пришлось немного упростить историю с малой подземной сценой, она не будет по размеру как основная, а реально станет малой, человек на 150-200. Вход на нее сделают со стороны сегодняшнего хоздвора театра и совершенно не нарушит наш любимый Пушкинский сквер за историческим зданием.
Были задумки по кирпичику перебрать стены пристроя 1967 года, там, в отличие от дореволюционной кладки, не все так надежно , но решено их просто укрепить. То есть внешне и по габаритам театр останется таким как есть, это главное требование Госохраны. Хотя нет окончательного решения отказаться от восстановления разрушенных при прежней реконструкции башенок, которые были в проекте театра 1888 года постройки. Поскольку нынешняя малая сцена освободит свое место, будет проведена перепланировка всего закулисного пространства, появится достаточно места для хранения декораций и костюмов, что всегда было проблемой любого театра.
Одно "НО". По самым оптимистичным оценкам, реконструкция театра начнется года через два и продлится около трех лет. Надеюсь, что пока будут вестись подземные работы, мы сможем еще работать в здании и принимать зрителей. А вот потом, на пару лет, придется переезжать - из приемлемых площадок только две - ДК им. Кирова на Безымянке и КРР "Звезда", хотя вряд ли получится использовать бюджетные средства в приспособлении этого здания для театра, оно же частное. Ну и, конечно, драме бы очень подошла площадка театра оперы и балета, если в какие-то дни наши спектакли не будут нарушать ее репертуарный план.
А буфет зрителям в театре Горького тоже ждать еще лет шесть?
Сергей Филиппов: Тут дела обстоят лучше. И буфет, и вся зрительская группа (фойе, туалеты, гардероб) будут отремонтированы в 2023 году. Средства для этого в областном бюджете заложены, как и на ремонт протекающей театральной крыши.