24.11.2022 06:37
Общество

Почему дальневосточники стали пересаживаться на безбензиновые авто

Текст:  Дина Непомнящая Илья Аверин (ДФО)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №266 (8914)
По данным "Авито" за третий квартал 2022 года, в Хабаровском крае на 27 процентов выросли продажи электромобилей с пробегом. На долю электрокаров пришлось 0,9 процента общего числа проданных в регионе авто.
Заправить электрокар можно и дома от розетки, и на специальных станциях / Евгений Биятов/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Дальневосточники все чаще задумываются о переходе на альтернативное топливо. Кто-то заботится об экологии, а кто-то просто стремится сэкономить, ведь бензин постоянно дорожает. Удается ли это сделать, узнали корреспонденты "РГ".

Машинка на батарейках

По данным министерства транспорта Сахалинской области, с прошлого года количество электрокаров здесь увеличилось почти на 20 процентов. С 2022 года в регионе для их владельцев отменили транспортный налог, выделяются бесплатные места на платных муниципальных парковках. По всему островному региону работают уже 106 зарядных станций, а до конца года появится 35 новых "быстрых".

В небольшой Охе пока ни одной заправки для электромобилей не оборудовали. Но это не останавливает горожан от покупки машин, ведь заряжать их можно и от обычной розетки. Первым, у которого появился электромобиль, четыре года назад стал Дмитрий Смирнов. Его Nissan Leaf до сих пор привлекает внимание земляков.

- Сейчас их в Охе штук пять. Некоторые приобретали авто уже по моим отзывам, - рассказывает мужчина. - Долго сомневался перед покупкой. Машинка на батарейках - это как игрушка какая-то. Как она себя поведет?

Сейчас Дмитрий уверен: за такими автомобилями будущее!

Дальневосточные регионы вырвались в лидеры на рынке электромобилей

- Перед покупкой я подсчитал, что трачу на свою Toyota Surf около 90 тысяч рублей в год. Обслуживание Leaf должно было выйти гораздо дешевле, потому что оно минимально. Масло, фильтры менять не надо… Первый год использовал с осторожностью, но машина проявила себя отлично, пережив все морозы и бураны без теплого бокса. Моментально заводилась даже в минус 34, - вспоминает автомобилист. - Ежедневно проезжаю до 15 километров. Одного заряда хватает примерно на неделю. В мороз разряжается быстрее, потому что включаю подогрев сидений. Одна зарядка обходится рублей в 60. Это примерная стоимость литра бензина.

При этом, как отмечает собеседник, в его авто батарея уже немного "устала". При полном заряде выдает запас в 120 километров, реально проезжает около 100. Но и машина не новая: до того как попасть в Оху, восемь лет проездила в Японии.

- Можно приобрести новый аккумулятор и поднять ресурс до 450-600 километров. Но мне это не нужно, - рассуждает Дмитрий.

Одного заряда электрокара хватает примерно на неделю. На Сахалине это обходится примерно в 60 рублей - в стоимость литра бензина

Не пожалел о выборе Nissan Leaf и Семен Васильев из Благовещенска. Авто купил год назад за 1,3 миллиона. Постепенно понял, что существенно экономит на топливе - затраты снизились примерно вдвое.

- Заправляю и дома от розетки, и на специальных станциях. Для поездок в городе заправок достаточно. Между городами нет. Поэтому она не для дальних расстояний. Нельзя, например, уехать отдохнуть в Приморье. Приходится быть заложником розетки, - отмечает Семен.

Взять в долг

Другой интересный вариант - гибридный автомобиль, сочетающий преимущества электрокара и машины с ДВС. Один из существенных плюсов для холодных дальневосточных зим - долго греть машину не нужно.

- Мой автомобиль "живет" на улице, но я не мучаю его постоянными прогревами. Чаще всего, делаю это перед выходом, чтобы подготовить двигатель к движению и не садиться в совсем холодный салон, - рассказывает Наталья Белова из Комсомольска-на-Амуре.

Три года назад она приобрела свой первый автомобиль, и им стал гибридный Toyota Prius.

- Подкупила возможность экономить на расходе топлива и то, что он наносит меньший вред окружающей среде. Понравился внешний вид, - вспоминает девушка. - При своевременном техобслуживании это очень надежный автомобиль.

Уже пять лет ездит по городу Юности на Prius и Александр Маковский.

Государство поможет купить новые автомобили: какие именно модели станут дешевле и на сколько

- Обслуживание у него примерно такое же, как и у обычного авто. В основном вложения требуются по ходовой части, - делится мужчина. - До этого у меня был трехлитровый кроссовер, который "кушал" очень хорошо. Встал вопрос экономии.

Экономия вышла существенная. Правда, Александр относится к этому скептически.

- Бытует мнение, что гибрид дает взаймы. Со временем батарейка начинает потихоньку "умирать", а новая будет стоит порядка 180 тысяч рублей, - объясняет автомобилист. - Это сколько надо времени ездить и экономить чисто на бензине, чтобы окупить замену высоковольтной батареи?

Поэтому главный совет тем, кто решится на покупку гибрида, - проверить емкость батареи у независимого эксперта.

А у нас в машине газ

В последние годы все большее распространение получают и автомобили, оснащенные газобаллонным оборудованием (ГБО). В 2019 году число продаж таких машин в России выросло на 24,5 процента, а в 2020-м - на 27.

В Сахалинской области, например, для всех, кто использует природный газ, транспортный налог сокращен на 50 процентов. Предоставляются компенсации затрат на переоборудование транспорта. Правда, несмотря на это переводить авто на газ готовы не все.

- Я боюсь. Вдруг баллон взорвется, если попаду в ДТП? - признается один из местных таксистов.

Разумеется, такие риски учтены в правильно оборудованных авто. Это отлично знают дальневосточники, которые уже ими обзавелись.

- Чуть меньше трех лет езжу на автомобиле Lexus LX 470 2001 года выпуска, - говорит хабаровчанин Михаил Нестеров. - Машину приобрел уже с ГБО. Важно понимать, что, если машина выпущена заводом для эксплуатации на бензине, полностью переделать ее под газ невозможно. Создается битопливная система.

Продажи электромобилей в России выросли на 34 процента

Каждый раз запуск такого авто осуществляется исключительно на бензине, а после прогрева двигателя до определенной температуры автоматика переводит работу на газ.

- Что касается расхода, он почти такой же, как у бензина, может быть, немного больше. Потеря мощности также присутствует, но она незначительная, - продолжает Михаил. - В любом случае, даже если учесть, что обслуживание ГБО требует дополнительных расходов, использование газа считаю для себя выгодным, ведь его стоимость в Хабаровске сегодня 28 рублей за литр. Кроме того, можно без дозаправки проехать расстояние в два раза больше, так как установленный у меня газовый баллон эквивалентен по объему штатному топливному баку.

Среди минусов собеседник отметил отсутствие развитой сети автомобильных газозаправочных станций.

- Нормально оборудованных АГЗС у нас в городе всего три, а на междугородных направлениях их нет вовсе, - указал Михаил Нестеров.

Из-за такого дефицита наряду с официальными газовыми заправками в городе процветают подпольные станции. Найти их адреса в открытом доступе, разумеется, не получится. Контакты передают из рук в руки. Хабаровчанин, по понятным причинам не пожелавший называть своего имени, рассказал корреспонденту "РГ", что пользуется услугами "черных" заправщиков. На свой страх и риск.

- У них нормальный газ и работа организована безопасно. А не регистрируются официально, потому что есть много трудновыполнимых требований, - считает автолюбитель.

Экология Сахалинская область Благовещенск Хабаровск