25.11.2022 06:29
Экономика

В России существует качественная подготовка кадров по невысокой цене

Текст:  Михаил Курбатов
Российская газета - Спецвыпуск: Кадры для экономики №267 (8915)
Изменения экономической ситуации, произошедшие в последние годы, требуют от руководителей российских предприятий и организаций новых нестандартных решений и новых знаний.
Алексей Бункин: Конкурс на программу составляет в среднем два человека на место. / Сергей Смирнов
Читать на сайте RG.RU

Как в этом может помочь президентская программа подготовки управленческих кадров, "РГ" обсудила с заместителем руководителя администрации губернатора Санкт-Петербурга - председателем комитета государственной службы и кадровой политики администрации губернатора Андреем Михайловым, директором Федерального ресурсного центра Алексеем Бункиным и генеральным директором Национального ESG Альянса, членом комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ Андреем Шароновым.

Давайте оттолкнемся от истоков президентской программы - почему и как она появилась?

Андрей Шаронов: Я тогда, в 1997 году, возглавлял департамент в министерстве экономики, и мне поручили курировать эту программу. Началось все с идеи об обучении за рубежом руководителей российских предприятий. Но довольно быстро стало понятно, что нельзя все сводить только к зарубежным стажировкам, иначе это превратилось бы в образовательный туризм. И тогда решили сделать большую основательную российскую часть - образовательную. И мне кажется, что она оказалась даже более полезной, чем система стажировок.

Я считаю, что программа задала правильные импульсы во многих направлениях. У людей вновь появилась привычка учиться. Причем у людей взрослых, которые занимают довольно высокие посты у себя на предприятиях.

Президентская программа даст новые форматы подготовки для российских управленцев

Для крупных компаний это послужило толчком к созданию собственных корпоративных университетов, занимающихся подготовкой и повышением квалификации своих сотрудников. Также эта программа дала большой толчок развитию образования менеджеров. В этом смысле программа выполнила свою функцию - она запустила важный механизм.

Что представляет собой сегодняшняя программа? Как происходит отбор участников?

Алексей Бункин: Претендент должен иметь общий стаж работы не менее пяти лет и не менее двух лет трудиться на управленческих должностях. У него должно быть высшее образование, и возраст ограничен 50 годами. Но самое главное - человек должен иметь идею, с которой он сюда приходит. Это не только получение новых знаний в области экономики и управления, но еще и идея развития либо собственного бизнеса, либо какого-то проекта внутри организации, где он работает.

Могу сказать, что программа пользуется спросом - конкурс в среднем два человека на место. У нас более 140 образовательных программ, которые преподаются в 86 вузах по всей стране. Важный момент - у нас нет привязки к конкретному субъекту РФ, человек может поехать учиться в другой регион. Записаться несложно - нужно увидеть, когда объявляется конкурсный отбор, и подать заявку. Дальше нужно пройти собеседование в региональной комиссии по организации и подготовке управленческих кадров. Важно отметить, что плата за обучение идет из трех источников - треть выделяет федеральный бюджет, треть - региональный и треть - сам участник или организация, которая его отправляет. Сумма небольшая, но это дополнительная мотивация хорошо пройти всю программу. И, безусловно, участник в итоге получает намного больше, чем отдает.

Если треть обучения оплачивают регионы, значит, они в нем заинтересованы. В чем его польза?

Андрей Михайлов: За годы реализации президентской программы в Петербурге подготовлено более шести тысяч топ-менеджеров, которые занимают руководящие должности не только в городе на Неве, но и в других регионах. За четверть века были открыты сотни предприятий, запускались стартапы, создавались проектные команды. Экономика Петербурга пополнилась тысячами инновационных проектов от мобильной стоматологической службы и робота, проводящего хирургические операции, до безэкипажного судовождения в акватории Финского залива. Все это сказывалось на привлечении инвестиций, способствовало созданию рабочих мест и увеличивало налоговые отчисления в городскую казну.

Программа дает слушателям фундаментальные знания и проектное мышление

Приведу пример, один из выпускников президентской программы впоследствии успешно реализовал свою учебную инициативу: создал сеть школ робототехники, программирования и 3D-прототипирования, в которой сегодня обучаются тысячи детей. Есть много примеров и из других областей. Можно с уверенностью сказать, что программа оправдала возложенные на нее чаяния, и в целом я удовлетворен ходом ее реализации, выбранными подходами в обучении и качеством подготовки слушателей.

Алексей Бункин: Интерес регионов подтверждает их участие в программе. В этом учебном году своих специалистов направили 63 субъекта Российской Федерации. Активно у нас участвует Сибирь, есть и Дальний Восток - Приморский, Хабаровский края. Небогатые, дотационные регионы также участвуют в программе, причем порой активнее других. В некоторых субъектах РФ, например в Пензенской области, такое обучение изначально рассматривалось как инструмент подготовки управленческих кадров разного уровня - и для предприятий, и для органов власти. Такой подход сохраняется до сих пор.

Что дает программа самим участникам? Чему они там могут научиться?

Андрей Михайлов: Акцент в обучении делается на развитии управленческих компетенций в следующих областях: антикризисное управление, управление при смене ориентиров развития, адаптивность, работа в условиях неопределенности, основы кибербезопасности. Развитие компетенций, например, в сфере управления изменениями помогут руководителю выявить неиспользуемые возможности, резервы и пересмотреть стратегию компании для обеспечения динамичного и устойчивого развития.

Андрей Михайлов: Нужно расширить линейку образовательных продуктов постпрограммной переподготовки. / Комитет государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

О высоком качестве подготовки и ценности президентской программы говорит, например, тот факт, что среди слушателей и выпускников каждый год есть победители, финалисты и полуфиналисты Всероссийского конкурса "Лидеры России". В Санкт-Петербурге обучение прошли уже четыре "Лидера России".

Алексей Бункин: Программа дает, во-первых, фундаментальные знания. Во-вторых, проектное мышление. Человек приходит пусть даже с сырым проектом, но в процессе обучения он его дорабатывает, чтобы потом реализовать в своей организации. Также это дает возможность обрести хорошие горизонтальные связи с такими же специалистами. Есть и другие возможности - например, многие вузы засчитывают прохождение нашей программы за один год обучения по MBA.

Мы отслеживаем успехи выпускников программы. Примерно треть из них вырастает в должности, треть находит новую работу, дающую больше возможностей. А еще треть остается на том же месте, но с более расширенным функционалом.

Одно из направлений программы - развитие сотрудничества с другими странами. С какой целью?

Андрей Шаронов: Во-первых, это возможность своими глазами увидеть, как работают передовые предприятия. В этом смысле нужно сотрудничать с теми, кто лучше нас - быстрее, технологичнее, - чтобы понять, как это получается, и научиться самим. Второе - это возможность установления связей. В этом была базовая идея зарубежных стажировок - увидеть, научиться и установить личные контакты с зарубежными партнерами, чтобы продвигать свою продукцию у них и продвигать выгодную интересную продукцию на своем рынке.

Андрей Шаронов: Базовая идея зарубежных стажировок -увидеть, научиться и установить личные контакты. / Станислав Тимохин

Могу привести интересный пример - страна, которая приняла на стажировку наибольшее число участников нашей программы, - Германия, затем распространила опыт стажировок на 15 других государств. И, мне кажется, нам нужно тоже активнее приглашать к нам в страну менеджеров, например, из стран ШОС, ЕАЭС, потому что это создает персональные связи и привлекает в Россию интересные нам предприятия из дружественных стран.

Чем президентская программа отличается от аналогичного бизнес-образования?

Алексей Бункин: В первую очередь мы даем серьезное образование, это не просто повышение квалификации. С другой стороны, оно вполне доступно для участников: входной билет - недорогой, многим по плечу. У нас программа проектной подготовки "А" стоит 100 тысяч рублей в базовом варианте. Практико-ориентированная программа "Б" стоит 60 тысяч. Есть два коэффициента, в том числе региональный. Для примера скажу, что самая высокая стоимость будет в Москве - до 150 тысяч рублей. Но из них участник платит лишь 50 тысяч.

Также программа суверенна - она существует именно для нашей страны. И из нее во многом в России выросло дополнительное профессиональное образование в сфере бизнеса. В некоторых вузах из нее родились программы подготовки для региональных госслужащих.

Что же будет дальше? Какой вы хотели бы видеть президентскую программу?

Андрей Михайлов: Как и 25 лет назад, экономика всей страны и Петербурга в частности нуждается в управленцах самого высокого уровня. Тогда это было связано с переходом экономической системы на рыночные рельсы, а сегодня специально подготовленные профессионалы нужны, чтобы противостоять современным вызовам.

Стажировки за рубежом помогают находить новые технологии

Для того чтобы соответствовать этим задачам, программе необходимо быстро и эффективно перестраиваться на новый формат, сохраняя качество образования. Поэтому образовательный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы имелась возможность быстро вносить изменения, внедрять новые дисциплины, формы и методы обучения.

Перечень возможных преобразований программы обсуждался минувшим летом в ходе круглого стола на Петербургском международном экономическом форуме. Тогда эксперты сошлись во мнении, что необходимо обеспечить тиражирование опыта внутрироссийских стажировок в рамках программной и постпрограммной работы, развивать обмен опытом реализованных проектов между городами внутри региона. Помимо этого нужно расширить линейку образовательных продуктов постпрограммной переподготовки выпускников, которая бы отвечала современным запросам.

Андрей Шаронов: Мне кажется, что 25 лет - это лишь запятая в сложносочиненном предложении, где еще может быть много частей. Эта программа меняется, возможно, она когда-то закончится, но процессы, которые ею запущены, - долгоиграющие и очень важны для любой страны, которая хочет оставаться в лидерах экономического и социального развития.

Андрей Шаронов: Базовая идея зарубежных стажировок -увидеть, научиться и установить личные контакты. / Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Михаил Калмацкий
Бизнес Образование