Леонид Владимирович, всего вы открыли более 1500 астероидов! Число, честно говоря, поражает. Такое впечатление, что вы ночами, не отрываясь, смотрите в телескоп. И не в Москве с ее смогом и засвеченным небом, а где-то далеко в горах. Как удалось собрать такую огромную коллекцию?
Леонид Еленин: Мне часто задают этот вопрос. Но вначале уточним цифры. Я действительно открыл более 1500 астероидов, но на сегодня из них официально зарегистрированных Международным центром малых планет открытий 125. Почему? Сам факт должны подтвердить другие ученые, затем требуются многолетнее уточнение орбиты и еще различные процедуры. Так что на признание приоритета ученого на открытие и включение нового космического тела в каталог под постоянным номером порой уходит до десяти лет.
Теперь о том, как сегодня совершаются открытия в астрономии. Ответ, наверное, многих разочарует. Астроном уже не смотрит в окуляр телескопа. Более того, он может находиться от него за тысячи километров. Мое рабочее место в Москве, стол и компьютер в Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН. Скажем, многие годы я отсюда вел наблюдения с помощью автоматизированного телескопа, который находится в горах Нью-Мексико в США.
Он сам наводится на изучаемый участок неба, перемещается и делает его снимки через определенные промежутки времени. На этом наборе фотоснимков, немного напоминающих анимационные рисунки, фиксируется, появляются ли на фоне неподвижных звезд движущиеся объекты. Если да, определяем, что это - космический мусор, спутники, малые тела Солнечной системы. Данные фильтруются, из огромного потока информации выявляются ранее неизвестные астероиды и кометы. Теперь нужно определить их координаты, блеск, построить орбиты.
И тут начинается магия
Но телескоп автоматизированный. А что делает астроном, сидя в кабинете за тысячи километров?
Леонид Еленин: Да, телескоп автоматизированный, но работает по программе, которую написал астроном. У наших космических "клиентов" своя специфика. Большинство ярких объектов уже открыты, а еще неизвестные - очень тусклые.
Сигнал практически не отличим от "шума", отсюда частые ошибки. Поэтому, последнее слово за ученым. Телескоп предъявляет ему огромный набор снимков, на которых есть возможные "улики" на новый астероид или комету. Но только ученый может сказать, они верны или это ошибка.
Как говорил один из основателей нашей школы искусственного интеллекта Юрий Иванович Журавлев, здесь-то и начинается научная магия...
Леонид Еленин: Скорее интуиция, основанная на опыте. Я видел тысячи снимков, моя "нейросеть" натренирована почти до автоматизма. Ну и, конечно, важнейшую роль играет программа, которую вы закладываете в телескоп. Без нее это "железо", хотя и сложное, и дорогое. У каждого астронома программа своя, это его сокровище. Ни с кем не будет делиться.
Когда говорят о космической опасности, то многие астрономы успокаивают, мол, все крупные, опасные для землян астероиды и кометы открыты, изучены, занесены в каталоги. И в ближайшие сотни лет хотя некоторые и будут приближаться к Земле, но на такие расстояния, что нам ничем не грозят. А искать мелочь? Это слону дробинка...
Леонид Еленин: В связи с этим мнением могу вспомнить случай. В 2013 году, 14 февраля, на пресс-конференции в РИА Новости я рассказывал про околоземные астероиды и говорил именно эти слова, что практически все крупные астероиды уже известны, а популяция мелких огромна. Мы знаем лишь ее микроскопическую долю, но они нам не угрожают из-за своего размера. А буквально на следующий день прилетел "челябинский сюрприз". И мне позвонили с упреком: вы нам говорили, что можно спать спокойно, и тут такое... Тело размером всего в 17 метров, а какие последствия...
Как такое возможно? Ведь считалось, что объекты менее 100 метров сгорят в атмосфере, что на них можно не обращать внимание. Челябинск изменил это представление. Да, каменные тела действительно полностью разрушаются в плотных слоях атмосферы, но этот был в основном из металла и добрался до поверхности Земли. Если бы он был размером 50 метров и оказался над крупным городом, то катастрофы не миновать.
Метеоритный дождь прошел над Челябинской областьюПонимаете, в последние годы мы были уверены, что на 99 процентов все знаем про крупные опасные тела размером более 1 км. что среди них нет таких, которые могут нам серьезно угрожать в ближайшие 30-40 лет. А потому можно спать спокойно. Но оказалось, что мы слишком самоуверенны, что недооцениваем космос, а он способен в любой момент преподнести сюрпризы. И, например, несколько месяцев назад его выдал: был открыт новый, ранее никому не известный, потенциально опасный объект размером более 1 км.
И этот пример, и Челябинский метеорит говорят о том, что жителям Земля нужны самые современные системы слежения за астероидами. Надо выявлять и постоянно держать в поле зрения не только крупные, но и мелкие космические тела размером менее 100 м. Быть готовыми к визиту опаснейшего гостя, чтобы он не застал врасплох.
Подъем метеорита из озера ЧебаркульК удару из космоса мы не готовы
Читал, что астрономы не сомневаются - Земля столкнется с каким-то крупным объектом...
Леонид Еленин: Для космоса это нормальное явление. Вопрос только один - когда? На нашем веку, через сто или тысячу лет, но обязательно произойдет. Скорее всего, это будет комета. Согласно работам баллистиков, столкновения с ледяным телом диаметром 1-2 км происходит раз в 200 тысяч лет. По космическим меркам - срок мизерный. Самое главное, что удар может произойти в любой момент, и, к сожалению, пока мы к нему не готовы. Системы слежения и противодействия таким космическим угрозам пока не отработаны.
В вашем послужном списке более тысячи астероидов, а комет всего шесть. Почему такая разница?
Леонид Еленин: Во-первых, их просто меньше открыто. В каталоге несколько тысяч комет, зато астероидов более 1,2 миллиона. Во-вторых, их сложнее поймать. Астероид выглядит как звездочка с четкими границами, а комета более тусклая, часто выглядящая как туманное пятнышко.
Начинали свой поиск с кометы 2010 года, и она первая за 20 лет открыта российскими астрономами. Кстати, носит ваше имя.
Леонид Еленин: На самом деле, мое имя сейчас у пяти из шести моих комет. Принято называть кометы по имени открывателя, оно в каталогах стоит в скобках после официального обозначения, присвоенного Международным центром малых планет.
С открытием первой кометы у меня связана целая история. В 1997 году над Северным полушарием и над Москвой висела очень яркая комета Хейла- Боппа. Я был школьником, увлекался астрономией. Конечно, за ней наблюдал. Подумал: вот бы здорово когда-нибудь открыть комету. Эта мечта была абсолютно несбыточной. Я, ученик 10-го класса, прекрасно понимал, что не хочу быть астрономом, потому что в те кризисные годы они в стране были никому не нужны. Словом, мечта, появившись, тут же "уснула".
Я поступил в МАИ, изучал электронно-вычислительные комплексы, по сути, стал программистом. Потом два года отслужил офицером в армии. Вернулся и работал проектировщиком торговых центров. Словом, не до астрономии. И вдруг в 2007 году совершенно случайно прочитал в одном журнале, что можно через интернет вести наблюдения на американском "удаленном" телескопе. Причем бесплатно! И мечта вновь "проснулась".
Начал "бомбардировать" американские обсерватории, чтобы дали доступ к телескопам. Был наивный и самоуверенный, но, как ни удивительно, мне доступ все-таки дали. Бесплатно, через один американский благотворительный фонд. Почему удалось? Наверное, я был очень настырный, сумел найти правильные слова. И самоучкой стал осваивать астрометрию, фотометрию и другие премудрости этой науки, продолжая работать в фирме. А через год, в 2008 году, открыл свой первый астероид. Конечно, мне очень помогло, что я был программистом и написал для телескопа хорошую программу. И вскоре меня пригласили работать в Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, который является ведущей в стране научной организацией по наблюдению за малыми космическими телами и изучению космического мусора. Там были свои телескопы, на одном из них я и открыл в 2010 году свою первую комету.
Через 13 лет несбыточная мечта сбылась! Помните свои чувства? Восторг? Ай да Пушкин, ай да молодец?
Леонид Еленин: Эйфория длилась несколько дней. Чувство? Даже трудно передать. Вот ты сидишь перед компьютером, а на экране летит комета, про которую знаешь только ты один на всей Земле. Ты ее видишь!
Однажды мы с тогдашним президентом РАН Владимиром Фортовым обсуждали, как убедить молодежь идти в науку? Ведь есть куда более легкие и "денежные" пути. Он сказал: по-настоящему у меня есть один сильный аргумент. Это ни с чем несравнимое чувство, когда ты сейчас открыл то, что никто на Земле до тебя не знал.
Леонид Еленин: Абсолютно согласен. Именно так в разных молодежных аудиториях объясняю, зачем идти в науку. Ведь ты понимаешь, что не будет много денег, тем более яхт и т.д. Идешь за чем-то другим. За вот этим "я первый на Земле узнал"! Даже не знаю, с чем можно сравнить.
Леонид Еленин родился в 1981 году. В шестом классе прочел книгу Ф.Ю. Зигеля "Сокровища звездного неба" и увлекся астрономией. В 2004 году окончил Московский авиационный институт, стал программистом. Работал инженером по проектированию торговых комплексов. В 2007 году случайно узнал, что можно через интернет вести бесплатно наблюдения на удаленном телескопе. Получив доступ, уже в 2008 году открыл свой первый астероид. На сегодня в его коллекции их более 1500. А в 2010 году он открыл свою первую комету. Всего на данный момент пять носят его имя. Леонид Еленин является сотрудником Института прикладной математики РАН. Чтобы увлечь своей наукой, он написал научно-фантастический роман "Предел Бортля".