В машине Путина сопровождал вице-премьер Марат Хуснуллин, который рассказал, как шли ремонтные работы. Президент на "Мерседесе" ехал по правой стороне автодорожной части моста, движение по которой открыли в понедельник. Скорость, которую держал глава государства, составила 80 км в час.
"Где у нас шли ремонтные работы?" - спросил президент. "Ремонтные работы в 9 километрах отсюда, перед аркой. Эта сторона (правая. - Прим. "РГ") - все нормально, там мы четыре пролета заменили", - рассказал Хуснуллин.
По словам вице-премьера, сборка всех металлоконструкций шла прямо на месте ремонта. Металл поставляли с заводов трех крупнейших металлопроизводителей в России - из Тюмени, Кургана и Воронежа.
"Свыше тысячи?" - уточнил президент общий вес металлоконструкций. Хуснуллин уточнил, что 1214 тонн. "Благодаря тому, что у нас развернутая программа строительства по стране сейчас и был металл в наличии под мостовые изделия, мы быстро перебросили этот металл на производство этих конструкций и за две недели собрали все 1214 тонн и привезли сюда", - рассказал он.
Цепочку поставки металла выстроили полностью в ручном режиме. "Я попросил губернаторов подключиться, губернаторы каждодневно на заводах контролировали выпуск каждой тонны. Мы получали такую сводку, сколько изготовлено, сколько в пути, сколько доставлено", - сообщил Хуснуллин.
Всего на восстановлении Крымского моста 500 человек работали в круглосуточном режиме. Были задействованы три плавучих крана, четыре баржи и более 20 единиц техники.
"Шторма не мешали?" - спросил Путин. Хуснуллин ответил, что мешали сильно. "Из 55 дней 22 дня шторм", - сказал он. Но, по его словам, применялись новые уникальные технологии, чтобы даже в тот момент, когда шторм не давал работать с воды, все равно работа шла с земли. "Пришлось подключить водолазов. Ту разрушенную часть моста мы даже водолазной резкой резали внизу, чтобы быстрее его разобрать", - пояснил вице-премьер.
Президент спросил и про левую сторону моста. "Левая, я так понимаю, в рабочем состоянии, но тем не менее она немножко все-таки пострадала, надо довести ее до идеального состояния. Да?" - поинтересовался Путин.
"Да, она в ограниченно работоспособном состоянии, мы ее с первых же дней привели в порядок, укрепили, запустили по ней движение. Но для будущего, если вы поручите, мы бы ее тоже привели уже в нормальное соответствие, чтобы она была такая же, как и правая", - ответил Хуснуллин. Президент поручил это сделать. Хуснуллин пообещал отремонтировать левую сторону автодорожной части Крымского моста в марте.
Путин также прогулялся, инспектируя ремонтные работы на Крымском мосту. Президент назвал его "очень красивым". "Произведение искусства", - заметил Путин. "Шедевр! Шедевр мирового уровня!" - согласился вице-премьер.
В ходе разговора Путин также обратил внимание Хуснуллина на важность сухопутного коридора на полуостров. "Нам, конечно, кроме этого надо обеспечить и надежное сообщение с Крымом по суше. Я знаю, что работы там проведены", - сказал глава государства. Марат Хуснуллин уточнил, что длина трассы составляет 382 км до границы Ростовской области, из них в нормативное состояние приведены 180 км. По поручению главы государства и при помощи Росгвардии организован безопасный маршрут следования.
Путин осмотрел и поврежденную ветку железнодорожной части Крымского моста. "Смотрю, взрыв был сильный", - указал Путин на закопченные от взрыва части моста. Вице-премьер отметил, что на левой части железнодорожного полотна нарушений движения фактически нет. "Все полностью работает, постоянно идут поезда и пассажирские, и грузовые. Вся безопасность обеспечена", - сказал он. При этом Хуснуллин заявил, что готов проект восстановления правой стороны. "Срок называют первое сентября, но посмотрим, где можно подсократить по срокам", - сказал Хуснуллин. "Конечно, желательно бы подсократить, чтобы во время сезона летнего работала, ну хотя бы где-нибудь в середине сезона", - поручил Путин.
Президент также рассказал, что решение о многополосном движении по Крымскому мосту было правильным. "Меня уговаривали сделать только две (автомобильные) полосы и только одну железнодорожную линию. Все-таки правильно, что настоял на том, чтобы много полос было. На перспективу", - рассказал он.
В ходе осмотра Крымского моста Путин также кратко пообщался с рабочими, принимающими участие в восстановительных работах. Как отметил в беседе с президентом Евгений Чибышев, заместитель гендиректора компании "Нижнеангарсктрансстрой", которая выступает в качестве подрядчика, движение удалось открыть на 16 дней раньше срока благодаря "неклассическим техническим решениям".
Марат Хуснуллин предложил наградить строителей благодарственными письмами за хорошую работу. "Конечно", - согласился президент.