05.12.2022 06:03
Власть

Строительство социальных объектов и программа реновации в столице продолжаются

Текст:  Любовь Проценко
Российская газета - Спецвыпуск: Развитие Москвы №274 (8922)
Ни пандемия коронавируса, ни специальная военная операция не способны остановить комплексное развитие российской столицы.
Мэр Москвы Сергей Собянин держит под постоянным контролем все новостройки столицы. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Это в очередной раз доказывают итоги выполнения адресной инвестиционной программы в 2022 году. О том, что нового в соответствии с ней уже построено в Москве и что готовится к вводу в строй в ближайшее время, корреспонденту "РГ" рассказал руководитель департамента строительства города Рафик Загрутдинов.

Диаметр выходит на финишную прямую

Рафик Равилович, с момента запуска Московского скоростного диаметра не прошло и трех месяцев. Причем работает пока лишь половина трассы. Но, по оценке заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, дорога уже попала в десятку самых популярных у москвичей. Благодаря тому, что МСД оттянул на себя транспортные потоки, поехала на 9 процентов быстрее и МКАД. Когда же город поедет и по второй части диаметра, той, что начинала строиться как Юго-Восточная хорда?

Рафик Загрутдинов: Готовность южной части МСД в настоящее время составляет 65 процентов. Запустим мы ее, как и поставил задачу мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, к концу следующего года. Напомню, общая длина основного хода скоростного диаметра - около 70 километров, из них 40 километров северного участка уже построены и с сентября эксплуатируются москвичами. Активно идут работы на девяти участках, завершение которых позволит запустить движение по всему МСД. Еще один участок пока находится в стадии проектирования. Запуск этого участка в 2025 году позволит дополнительно разгрузить улично-дорожную сеть района Царицыно, где активно развивается программа реновации. Таким образом, уже в будущем году, когда скоростной диаметр свяжет 48 районов города, мы сможем в полной мере оценить его эффективность для Москвы и москвичей. Проехать, например, с юга на север на машине за 40 минут, в то время как сейчас этот путь занимает более двух часов. Не менее важен южный участок диаметра и для жителей территорий, по которым он прокладывается. Сейчас интенсивно развиваются территории, которые долгое время были труднодоступными.

В Люблино, например, будет построено больше 100 жилых домов по программе реновации. В зоне технополиса "Москва", где недавно возобновилось производство обновленных автомобилей "Москвич", будет создан мощный транспортно-логистический центр Южный порт, оптимальная функциональность которого напрямую зависит от развития дорожно-транспортной инфраструктуры в районе. Поэтому мы строим в этой части города не только прямой ход скоростного диаметра, но и провели огромную работу по реконструкции улицы Шоссейной и прилегающих районных улиц. А в районе Печатники, например, строим еще и дублер Люблинской улицы. Сложности этой стройке добавляет то, что нельзя остановить движение транспорта ни на одной из вылетных магистралей, которые пересекает МСД. Тем не менее, я уверен, поставленную задачу мы выполним, и уже в будущем году москвичи смогут по прямой проехать через всю Москву, без единого светофора. Чтобы новая дорога работала прежде всего именно для удобства передвижения москвичей, принято решение сделать проезд по ней платным для транзитного транспорта с 1 января 2023 года, а для жителей Москвы и Московской области - бесплатным.

В Москве назвали самые аварийные дороги

Северо-Восточную и Северо-Западную хорды связала уникальная эстакада, которая проходит на высоте 21 метра. Юго-Восточный участок тоже проходит большей частью по искусственным сооружениям?

Рафик Загрутдинов: Эта часть МСД соединит крупные автомобильные магистрали - Рязанский, Волгоградский проспекты, Третье транспортное кольцо, улицу Шоссейную, Каширское шоссе, Каспийскую улицу, Южную рокаду, улицу Подольских Курсантов, Липецкую, МКАД.

В будущем она выйдет на дорогу Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе и потом дойдет до Боровского шоссе, то есть станет на новых территориях, по сути, дублером МКАД. Кроме того, она пересекает большое количество железнодорожных путей. Конечно же, в условиях плотно застроенного города такую крупную трассу можно проложить только с помощью эстакад, тоннелей и мостов. В общей сложности на ней будет построено 56 единиц искусственных сооружений. Например, на участке от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта на отрезке протяженностью 7 километров возводим 14 эстакад. Еще один из значимых участков строим от улицы Грайвороновской до улицы Шоссейной. Строительство эстакады основного хода велось одновременно с трех точек методом надвижки без приостановки движения основного хода Волгоградского проспекта, ж/д путей МЦД-2, открытого участка метрополитена Таганско-Краснопресненской линии, а также улиц Люблинская и Шоссейная. Эстакада основного хода проходит вторым уровнем над улицей Шоссейной на протяжении более 700 метров.

В будущем году, когда скоростной диаметр свяжет 48 районов города, мы сможем в полной мере оценить его эффективность для Москвы и москвичей

Жители районов Москворечье-Сабурово и Печатники очень ждут пуска моста через Москву-реку - его появление избавит их от большого количества перепробегов. Как скоро это может произойти?

Рафик Загрутдинов: Открыть это искусственное сооружение планируется во втором полугодии 2023 года. Сейчас мост готов на 80 процентов. Летом из-за навигации надвижку пришлось приостановить, а сейчас, когда движение судов до весны прекратилось, сможем быстро достроить - до соединения двух частей моста не хватает всего двух пролетов.

Московский скоростной диаметр будет связан еще и с Южной рокадой?

Рафик Загрутдинов: Да, стыковка рокады и МСД и произойдет как раз в районе этого моста через Москву-реку, с этой целью строятся транспортные развязки на пресечениях с улицей Кантемировской и Курьяновской набережной. Южная рокада свяжет четыре округа столицы - Западный, Юго-Западный, Южный и Юго-Восточный и 24 района города. Как и МСД, достроить ее планируется до конца 2023 года.

В планах города также значилась реконструкция четырех транспортных развязок на МКАД. Как идет она?

Рафик Загрутдинов: Развязку Кольцевой автодороги с Осташковским шоссе мы открыли с опережением графика в сентябре. Готовность транспортной развязки на пересечении с улицей Верхние Поля составляет 30%, ее закончим в будущем 2023-м году, еще две - с улицей Липецкой и Алтуфьевским шоссе планируется завершить в 2024-м году. Это очень важный и масштабный проект, в рамках которого в столице уже модернизировано 19 транспортных развязок с устаревшими "клеверными" эстакадами. Сейчас их заменили направленные съезды, более безопасные, с высокой пропускной способностью.

Транспортный каркас Москвы с каждым годом становится все комфортнее для горожан. / Сергей Михеев

За год в городе планировалось построить 74,9 километра дорог. Среди них 20 эстакад, мостов и тоннелей, 12 внеуличных переходов. Времени до конца года осталось совсем немного... Получится выполнить задание?

Рафик Загрутдинов: Нет сомнений в том, что мы сделаем все запланированное. Дорожное строительство у нас идет как всегда даже с опережением сроков. Большая часть самых значимых транспортных объектов уже введена, начиная от северного отрезка Московского скоростного диаметра от Ярославского шоссе до Дмитровского шоссе. Введены и путепроводы на МКАД в районе пересечения с улицей Верхние Поля и для соединения Матвеевской и Веерной улиц с проспектом Генерала Дорохова. Всего запущено в эксплуатацию уже 47,7 километра дорог, 14 искусственных сооружений и 5 пешеходных переходов.

Реновация пришла в Зюзино

Рафик Равилович, пристальнее всего москвичи следят, пожалуй, за выполнением программы реновации. И это понятно, ведь от нее зависит жизнь миллиона жителей города. Всем участникам программы хочется понимать, когда новоселье будет и у них. Адресно-инвестиционной программой этого года было предусмотрено построить 1,2 миллиона квадратных метров жилья. А в действительности сколько построено?

Рафик Загрутдинов: И реновация идет четко по плану благодаря тому, что эта масштабная программа у нас обеспечена полным рублем. Это главное условие для того, чтобы идти в графике. С начала года построено и введено в эксплуатацию 48 домов общей площадью 715 тысяч квадратных метров. Еще 13 новостроек на 450 тысяч "квадратов" введем до конца декабря. Но московские строители привыкли жить не одним днем. Еще почти 7,2 миллиона квадратных метров у нас находятся в стройке и проектировании. Это дает возможность придерживаться и этапов переселения москвичей, утвержденных правительством Москвы на все пятнадцать лет, в течение которых программа по реновации должна быть выполнена. Конечно, в процессе работы возникают разные проблемы, но мы с ними справляемся. Это позволяет заложить в план будущего, 2023 года строительство еще 1,3 миллиона "квадратов".

Программа реновации продвигается вперед хорошими темпами, радуя москвичей новыми квартирами в комфортабельных домах хорошего качества

Какого рода трудности возникают на пути реновации?

Рафик Загрутдинов: Больше всего сложностей с освобождением территорий в районах застройки, где по соседству со старыми пятиэтажками можно построить для переселенцев новый дом. Затем эту площадку нужно обеспечить инженерной инфраструктурой.

Сам процесс переселения такого огромного количества людей вопрос непростой. Но в эту работу вовлечены все службы Москвы - помимо строителей, другие департаменты, префектуры столицы... Программа продвигается вперед хорошими темпами, радуя москвичей новыми квартирами в комфортабельных домах хорошего качества.

И сколько же еще горожан в этом году справили новоселья?

Рафик Загрутдинов: Фактически с начала года переехали в новостройки более 38 тысяч жителей столицы, а с учетом тех, кто уже оформил документы и находится в процессе переселения, новоселов уже 42 тысячи. Всего же число новоселов с момента старта программы, надеюсь, до конца декабря перешагнет цифру 100 тысяч. Самыми сложными были первые пять лет, когда много времени отнимала организационная работа, шлифовка законодательства, подбор стартовых площадок. Теперь, когда под стройку начали раскрываться большие территории, процесс пошел веселее.

Все районы города вовлечены в программу реновации?

Рафик Загрутдинов: Пока работаем в 78 из 122 районов. За графиком переселения в них можно следить на официальных порталах города - мы жестко его придерживаемся. Скоро очередь дойдет и до остальных районов. Дело в том, что сейчас активно идет утверждение комплексного развития территорий в промзонах. В части из них предусматривается и реновация. Это хороший выход для плотно застроенных районов Москвы, где трудно подобрать под новостройки стартовые площадки. В ближайшие годы строительство начнем и в этих зонах.

Где, например?

Рафик Загрутдинов: Например, в Зюзино уже согласован проект комплексного развития.

Можно ли сказать, что волновое переселение, которое должно ускорить реновацию, в городе началось?

Рафик Загрутдинов: Да, это так. Мы уже сносим отселенные дома и на их месте возводим 41 дом общей площадью более 600 тысяч квадратных метров. С каждым годом волновая застройка будет набирать обороты. Больше всего на месте снесенного жилья строится в Можайском районе - там уже пять новостроек. К 2025 году мы сможем выйти на строительство по реновации 2 миллионов квадратных метров.

Транспортный каркас Москвы с каждым годом становится все комфортнее для горожан. / Сергей Михеев

А когда мы увидим первый дом производства завода сверхкрупных модулей, который строится в Новой Москве? Говорили, что двадцатиэтажное здание, сошедшее с его конвейера, можно будет собрать за 20 дней.

Рафик Загрутдинов: Думаю, что в будущем году. Земельный участок под него подобран, подготовительный процесс запущен. Технологию отрабатывают пока на небольших зданиях - двух-трех-четырехэтажных. Такие модули собирают и в других странах. А проект 20-этажного дома из таких крупных блоков готовых квартир Москве предстоит реализовать первой в мире. Поэтому лучше, как говорится, семь раз отмерить, прежде чем раз отрезать.

Медицина будущего становится реальностью

Москва никогда не строила столько объектов для здравоохранения, сколько сейчас. Медики, например, уже вовсю готовятся осваивать целую сеть скоропомощных комплексов для экстренной помощи по самым современным стандартам. Вы запустите эти комплексы в строй?

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: О масштабах застройки столицы, реновации и звездных проектах

Рафик Загрутдинов: Из шести строящихся скоропомощных комплексов наш департамент возводит четыре. Площадки под них подобраны так, чтобы была возможность максимально сократить время подвоза из любого района пациентов, нуждающихся в экстренной помощи. Для нас, строителей, самое ответственное - построить объект, отвечающий современным технологиям, в том числе монтаж начинки, ведь все ССК будут оснащены самым современным медицинским оборудованием - КТ и МРТ, ангиографами, УЗИ и рентгеновским оборудованием экспертного класса... Самый первый комплекс введем, как и планировалось, до конца года в Склифе. Его готовность составляет уже 97 процентов. Основные строительно-монтажные работы закончим в этом году и в городской клинической больнице имени Боткина, а пуск и наладка там останутся на первый квартал следующего года. Комплекс в больнице N 15 имени Филатова и в больнице имени Буянова - в будущем году.

Среди объектов к открытию в 2023 году значится также уникальный лечебно-диагностический комплекс Московского клинического научного центра имени Логинова. Как там дела?

Рафик Загрутдинов: Работы близки к завершению. Причем в России нет аналогов лечебному учреждению такого класса. Там одних операционных будет 18. Это будет многофункциональная клиника с комфортабельными современными палатами, оснащенными самым современным медицинским оборудованием. Будут созданы комфортные условия для работы. И на строительство медцентра с такой сложнейшей начинкой нам потребовалось всего два года. Рекордно короткий срок!

Такую же уникальную больницу планируем в первом квартале будущего года ввести на Волоколамке - высокотехнологичный комплекс для лечения инфекционных болезней. Близится завершение формирования и Московского многопрофильного клинического центра в Коммунарке - в этом году достроим для него детский корпус на 160 коек с самыми современными технологиями и средой для ребенка, нацеленной на то, чтобы он как можно быстрее выздоровел. На следующий год в Коммунарке останется достроить лучевой корпус.

Также идет активное строительство современного корпуса на территории детской больницы св. Владимира. Палаты в этом корпусе оформлены по лучшим дизайнерским проектам, рядом с маленьким пациентом предусмотрены места для родителей.

Продолжают в городе строиться и новые поликлиники - самое близкое к людям звено здравоохранения. Они тоже возводятся все по новым стандартам?

Рафик Загрутдинов: Да, нам строителям, этот стандарт упрощает работу. Это раньше технологические задания на строительство поликлиник мы получали в виде тоненькой брошюрки. Сейчас образ будущей поликлиники детально прописан на сотнях страниц: и размещение помещений, и вся медицинская технология и оборудование, и логистика. Удобно еще и то, что, прежде чем заложить первый камень, можно зайти в недавно открывшуюся поликлинику и своими глазами увидеть, как все должно выглядеть на выходе - на то и существует единый стандарт московских поликлиник, утвержденный мэром Москвы С.С. Собяниным.

Врач Куприянова: Почему я хочу работать в одном из новых московских скоропомощных комплексов

А кто у вас занимается медицинскими технологиями? У строителей появились новые специальности?

Рафик Загрутдинов: Да, есть специальное подразделение, которое занимается только медициной и образованием. Там работают медицинские технологи, цифровые инженеры ПТО, которые занимаются проектом, опираясь не на бумажную документацию, а в информационной системе, с помощью которой в режиме онлайн видят все происходящее на строительной площадке. Но такое умение в столице нужно уже не только отдельно взятым специалистам, а практически всем причастным к строительству. Поэтому мы регулярно обучаем управлению стройкой через цифру примерно по 600 человек в год.

Школы - хоть сам за парту садись

К 1 сентября в городе было введено 32 новых школы и детсада. Девять из них бюджетных, остальные за счет инвесторов. Чем интересны городские проекты? Они не хуже построенных в элитных районах богатыми спонсорами?

Рафик Загрутдинов: Иногда даже лучше. Хуже никакая школа быть не может, так как и в образовании, как и в здравоохранении для поликлиник, в столице для школ существует стандарт. Он касается набора помещений, оборудования. Но дизайн и архитектура у всех учебных заведений разные. Отличительная черта московских школ - огромное количество дополнительных образовательных программ. Чего там только нет! ИT-полигоны, медицинские классы... А кабинеты робототехники? Мечта любого ребенка! Когда открываем очередную новую школу со всем этим разнообразием, порой невольно возникает мысль - сам бы с удовольствием позанимался в таком классе!

И вообще школы сейчас совсем иные, чем в то время, когда учился я. В них гораздо больше света, воздуха, места, что бросается в глаза буквально от входа. Нет этих закрытых большей частью на ключ огромных актовых залов.

В школах, которые строим мы, пространства разделены трансформируемыми перегородками: надо - появляется помещение для маленькой группы, скажем, для занятий иностранным языком. Нужна большая аудитория как у студентов в вузе - убрали перегородки и все готово. А какие спортивные залы, футбольные поля, баскетбольные, волейбольные площадки с безопасными покрытиями на улице...

Материально-технической базе спорта в городе в последние годы тоже уделяется большое внимание. Что интересного добавится в этом году?

Новое поколение архитекторов: кто строит Москву

Рафик Загрутдинов: Могу смело сказать, что год у нас выдался удачным на знаковые объекты. Расскажу о самых интересных только в спорте. Очень красивым получился центр самбо и бокса. Практически два дворца под одной крышей. Каждый - с тренировочными залами и для детей, и для взрослых, бассейнами, зрительными залами, кафе. На 1300 квадратов борцовый зал и великолепные боксерские ринги. Высота потолков - восемь-девять метров, где много воздуха, сама атмосфера такая, что придет туда парень однажды и полюбит спорт на всю жизнь. Еще одной визитной карточкой для города после реконструкции стал стадион "Москвич". Не просто яркий и стильный внешне, но и оснащенный инфраструктурой по всем мировым стандартам. В его огромном пространстве нашлось место и легкоатлетическому манежу, и беговым дорожкам. Кросс там теперь комфортно бегать круглый год, как и метать копья. В футбол в Москве теперь можно играть в отличных условиях во всех десяти округах - после чемпионата мира в 2018 году мы нынче закончили создание десяти футбольных полей, построив последнее в Зеленограде.

Для любителей горнолыжного спорта в этом году закончили строительство спортивного кластера "Воробьевы горы". В конце ноября ввели объект в эксплуатацию. Площадки и небольшие трамплины для детей готовы. Для того, чтобы подниматься к ним было комфортно, поставили хороший подъемник. Достроить там осталось только высокий 75-метровый трамплин, эти работы инвестор еще не закончил.

Вам самому какой вид спорта больше нравится?

Рафик Загрутдинов: Смотреть люблю и футбол, и хоккей, и волейбол, но больше всего биатлон, там нужна потрясающая концентрация воли - бежать да еще и в цель попадать при стрельбе. Но вот пришла зима, и мы с детьми с удовольствием встанем у себя на даче на лыжи.

Москва Правительство Москвы Регионы